Уроки китайского опыта
Сотрудничество Узбекистана и Китайской Народной Республики активно расширяется. Президент Шавкат Мирзиёев 30 августа – 3 сентября посетил КНР с официальным визитом. А на днях в ходе масштабного дипломатического турне по странам региона в Ташкенте побывал министр иностранных дел дружественной страны Ван И. При этом взаимодействие между нашими странами устанавливается на всех уровнях и во всех сферах. Так, в октябре директоры школ под руководством начальника отдела дошкольного и школьного образования Мирзо-Улугбекского района Ташкента Мархабо Пирязовой посетили Китай и познакомились с национальной системой образования.
«В этом году, 15 сентября, наш Президент Шавкат Миромонович Мирзиёев провел торжественное мероприятие, посвященное Дню учителей и наставников. На мероприятие прибыли гости из многих стран, где особенно развита система образования. Среди них были представители из Кембриджа и делегация из Китайской Народной Республики. Они встретились с Президентом, и наш глава государства, который был с официальным визитом в КНР незадолго до этого, еще раз подчеркнул, что там есть многое, чему можно поучиться и что стоит перенять. Он сказал, что глубоко впечатлен и было бы полезно, если бы педагогические кадры и руководители образовательных учреждений Узбекистана также могли посещать Китай и перенимать опыт. Именно тогда у меня возникла мысль: почему бы не организовать такую поездку, тем более что сотрудничество с китайскими представителями продолжается уже многие годы, — поделилась Мархабо Бекметовна. — Еще когда работала директором в 83-й школе, мы поддерживали тесные связи с ними: принимали посла КНР в Узбекистане, делегации из провинции Тяньцзинь, представителей Yinghua Academy Group, которые неоднократно приглашали познакомиться с их деятельностью. И поэтому, когда Президент обратил внимание на значимость обмена опытом, появилась идея расширить это сотрудничество не в рамках одной школы, а на уровне района. Было решено сформировать делегацию из самых опытных и передовых директоров школ района и отправиться в Китай, чтобы изучить систему образования на месте. По приглашению руководства Yinghua Academy Group 10 дней мы провели в КНР, где нас тепло и очень красиво встретили и где учатся наши дети».
Философия любви
Программа поездки была разнообразной. Сначала визит проходил в Тяньцзине, затем на скоростном поезде гости прибыли в Шанхай. Они увидели чайные плантации и процесс сбора чая, осмотрели достопримечательности, совершили прогулку по центральной площади. Поездка оставила яркие и насыщенные впечатления и никого не оставила равнодушным как в культурном, так и в образовательном плане. Что же увидели делегаты и что их заинтересовало?
В Китае действует 12-летняя система образования. Именно к такой модели готовится перейти и Узбекистан со следующего учебного года, согласно утвержденному постановлению. Начальной школой считаются 1–6 классы, средним звеном — 7–9 классы, а 10–12 классы относятся к старшему, выпускному уровню. Прием детей начинается с шести лет, и дальнейшее обучение выстроено в рамках единой 12-летней ступени.
Yinghua Academy в Тяньцзине предлагает разнообразные внеклассные курсы, включая музыку (оркестр и традиционные инструменты), STEAM (робототехника, дроны), спорт (футбол, баскетбол), искусство/дизайн (цифровая живопись, деревообработка), гуманитарные науки (модель ООН, дебаты), науку/инженерию, каллиграфию и исследовательские проекты IPQ. Для среднего и старшего звена действует международный отдел, принимающий учащихся из разных стран на обучение с проживанием, питанием и полной образовательной программой. Детям созданы хорошие условия для творчества и занятий спортом: стадион, оборудованные кабинеты рисования и музыки.
«Нас встретили тепло, красиво и торжественно. Приятно было увидеть на стендах фотографии нашей встречи в 83-й школе. В холле сразу обратил на себя внимание высокий стенд, собранный из множества ячеек. Нам объяснили, что с момента основания школы каждый выпускник, уходя, оставлял в одной из этих ячеек свое пожелание и свою мечту: кем хочет стать, чего планирует добиться в будущем.
Мне рассказали, что через 5–10 лет выпускники снова возвращаются сюда, встречаются друг с другом и подходят к этим ячейкам, чтобы перечитать свои записи. Таким образом они как будто проводят внутренний анализ: достигли ли того, к чему стремились, на какой стадии находятся их мечты, что уже получилось, а что еще предстоит. И так происходит из поколения в поколение.
Картина была очень впечатляющей. Стенд поднимался почти до потолка, а на его фоне была изображена карта мира. В разных местах холла были написаны слова «любовь» и «человек» на многих языках. Карта мира как бы поддерживает идею о том, что земля держится на любви к человеку. Смысл в том, что школа строит свою философию именно на любви к детям, и выпускники, уходя, оставляют свои пожелания как часть этой традиции, — смотрится это очень трогательно», — продолжила свой рассказ начальник отдела МДШО.
Во время встречи учащиеся из Узбекистана поделились впечатлениями и рассказали об условиях, которые для них созданы. Внимание делегатов привлекло несколько необычных решений. В коридорах размещены двусторонние портреты учителей: на одной стороне — фотография педагога в официальном стиле, на другой — фото, показывающее его в профессиональной деятельности. Такое оформление напоминает доску почета, причем аналогичная «доска» существует и для родителей, активно помогающих школе. Надо отметить, что сотрудничество с родителями учеников в Китае считают ключевым фактором успеха. Участие родителей, особенно отца, положительно влияет на мотивацию и учебную активность детей. Родители-волонтеры в академии участвуют в ежедневном сопровождении детей через дорогу, дежурят по утрам и оказывают помощь в различных школьных делах: экскурсиях, спортивных соревнованиях, праздниках. Их вклад также отмечен персональными портретами.
В библиотеке, помимо чтения, организована работа по восстановлению старинных и просто старых книг. Дети самостоятельно занимаются реставрацией, учатся бережному отношению к учебным материалам, восстанавливают стертые буквы и страницы. В кабинете рисования на столы натянута защитная пленка, которую можно легко снять. Это позволяет детям свободно рисовать и пачкать рабочие поверхности, не опасаясь порицания. Рисунки затем вывешиваются в классе.
При дальнейшем знакомстве со школой выяснилось, что она активно сотрудничает с наиболее развитыми в образовательной сфере странами мира. К ним приезжают профессора из Оксфорда, Кембриджа и других университетов, входящих в мировую сотню. Выпускники школы также поступают в эти ведущие вузы. На вопрос о проценте поступления ответили: 100 из 100 — ежегодно все выпускники поступают в высшие учебные заведения мирового уровня. Это произвело особенно приятное впечатление. Значительное внимание уделяется способностям, интересам, планам учащихся на профессиональное самоопределение. Образовательная среда построена таким образом, чтобы поддерживать личные склонности и развитие каждого ученика.
При школе есть отдельные кабинеты для каждого вуза, с которым налажено сотрудничество. Каждый университет оснащает свой кабинет самостоятельно, в соответствии со своей специализацией и направлением подготовки. Здесь занятия проводят не обычные преподаватели, а ведущие профессора данных вузов, которые работают со старшеклассниками и готовят их к будущему поступлению.
Ученики посещают такие занятия по интересующим их направлениям и получают базовые знания, необходимые для поступления именно в выбранный вуз. Благодаря созданным условиям у старшеклассников формируется устойчивый интерес к профессии, цели определяются более четко, а преподаватели помогают глубже погрузиться в специальность. В школах действует пятидневная учебная неделя: с понедельника по пятницу, расписан весь день.
Также делегатам понравилось решение вопроса с формой учащихся. Летом используются оранжевые маечки и темно-коричневые шорты, брюки или юбочки, осенью добавляются трикотажные безрукавки с логотипом школы. Зимой есть спортивная форма коричневого цвета с логотипом и подходящие кроссовки. Дети ходят в форме с удовольствием, им удобно. Каждая школа сама выбирает варианты, но она едина для всех учеников. Такой подход позволяет детям чувствовать себя свободно и комфортно, поэтому идея разнообразной и доступной сменной формы была отмечена как возможный вариант для внедрения.
Учитель на уровне министра
Вопрос нехватки педагогических кадров в нашей стране стоит остро, что тормозит развитие системы образования. А как с этим обстоит дело в Китае?
«Во-первых, нам сказали, что у них профессия учителя считается самой уважаемой. И при этом у учителей одна из самых высоких зарплат: она приравнена к зарплате министра, — отметила Мархабо Бекметовна. — Во-вторых, прием учителей у них осуществляется на конкурсной основе. В то время как у нас часто стоит проблема, где найти педагогов и как их заинтересовать, в КНР ситуация противоположная: конкурс проходит даже для государственных школ. Нам объяснили, что очень много людей с педагогическими дипломами работает в других сферах (например, курьерами или доставщиками еды) — настолько высоки требования и конкуренция на педагогические места. Самых сильных, самых подготовленных учителей отбирают на конкурсной основе, и кадрового дефицита у них нет.
Кроме того, у преподавателей много льгот. Даже выходя на пенсию, они продолжают получать полную заработную плату.
Профессия учителя воспринимается как настоящее призвание. Обычные семьи искренне радуются и гордятся, если их ребенок хочет стать учителем, и стараются поддерживать его со всех сторон. Это связано и с высоким уважением, и с тем, что это одна из самых привлекательных профессий в стране.
К престижным относится также работа госслужащих, особенно сотрудников администрации, и военных. Именно эти три направления деятельности считаются для китайских родителей наиболее желанными для будущего их детей. Услышать все это нам было приятно и интересно».
В Узбекистане сегодня активно проводятся реформы в сфере образования, и это заметно по темпам и масштабу изменений. Уже можно увидеть множество положительных результатов: модернизацию школ, новые программы и повышение качества подготовки педагогов. Считаю, у нас тоже есть чему поучиться. Такие преобразования показывают, что системная работа действительно может приносить ощутимые результаты. Наш Президент постоянно подчеркивает, что самые уважаемые люди — это учителя, а самая уважаемая сфера — таълим, то есть образование. Он всегда говорит, что именно образование должно быть приоритетным направлением, потому что без него мы никуда не продвинемся, пока мы не дадим детям
качественное образование. А дети с хорошим образованием — это наши будущие кадры, наше будущее. В Китае мы убедились в этом воочию», — подчеркнула М.Пирязова.
Планы на будущее
По заданию Мархабо Бекметовны каждый директор после поездки составил перспективный план развития, так как многое из увиденного за рубежом можно применить в собственной практике, реализовать в наших школах. Что-то уже у нас есть, что-то нуждается в обновлении, творческом подходе или более продуманной организации. В любом случае личное знакомство с системой образования и инфраструктурой другой страны стало сильным стимулом к развитию: увиденное собственными глазами произвело значительно большее впечатление, чем любые видеоматериалы, рассказы или отчеты коллег.
Позиция Президента о необходимости создания условий для зарубежных стажировок руководителей школ и педагогов оказалась полностью оправданной. Личное посещение учреждений, возможность непосредственно наблюдать рабочие процессы, задавать вопросы и вникать в детали породили мощный поток идей. По словам участников, такие поездки дают своеобразный «толчок», профессиональный импульс, который способствует переосмыслению привычных подходов, расширяет горизонты и стимулирует желание преобразовывать учебный процесс, инфраструктуру и управленческие методы в родных школах.
В составе делегации было 15 человек: десять директоров школ, руководитель группы, а также четыре представителя районного отдела школьного и дошкольного образования. Присутствие сотрудников отдела образования было важным, поскольку любые нововведения в школах требуют понимания и поддержки на уровне управления. За десять дней поездки было изучено множество объектов.
Во время визита появились и конкретные договоренности о сотрудничестве. Одним из предложений со стороны узбекской делегации стало внедрение изучения китайского языка в школах республики — не повсеместно, а в тех учебных заведениях, где есть реальный интерес со стороны учеников и родителей. Планируется провести анкетирование, чтобы определить количество желающих. В среднем в каждой столичной школе может собраться 30–50 учеников, а совокупно по десяти школам — около 300–500 человек.
Поскольку приглашение китайского специалиста в каждую школу отдельно экономически нецелесообразно (в том числе из-за высоких зарплат преподавателей в Китае), был предложен единый формат: пригласить одного педагога из Yinghua Academy и составить расписание, при котором он сможет работать сразу в нескольких школах. Обучение планируется организовать на платной основе, в рамках реализации постановления о предоставлении дополнительных образовательных услуг. Такой подход позволит детям получить основу китайского языка, а при желании — продолжить обучение, вплоть до поездки в Китай для углубленного изучения.
Подобные инициативы не только расширят образовательные возможности учащихся, но и укрепят международные связи, создавая для выпускников новые перспективы и пути развития. На данный момент с китайской стороной поддерживается постоянный контакт, и процесс обсуждения деталей сотрудничества продолжается.
Успех зависит от нас
«Примечательно, что вскоре после нашего визита в академию — мы были там в середине октября — туда же отправилась и заместитель руководителя администрации Президента Хилола Умарова со своей делегацией. Все, что увидели мы, все, что нам показали, произвело на нас сильное впечатление, и, судя по всему, они также получили возможность увидеть то же самое. Хилола Уктамовна и раньше хорошо понимала важность сотрудничества с Китаем: именно по ее инициативе, еще когда она была министром образования, представители академии впервые приезжали в Узбекистан. Будучи директором 83-й школы Мирабадского района, я принимала первую делегацию в своей школе, именно тогда и был заложен фундамент нынешних отношений.
Поэтому, когда мы сейчас поехали и вернулись с новыми идеями, было видно, что она прекрасно понимает, чего мы хотим добиться и через какой опыт мы прошли. Нам всегда создают возможности, двери открывают — главное, чтобы мы сами работали, подходили к делу творчески, с желанием, с любовью к профессии, с энтузиазмом и ответственностью. Для развития образовательной системы, для того, чтобы обеспечить детям качественные условия и обучение, все есть. Нужно лишь немного стойкости, немного выносливости. Государство, правительство, руководство всегда поддерживают. Надо только приходить, говорить, делиться инициативами и идеями, и под реальные проекты нам готовы создавать условия.
Но, к сожалению, есть и то, что огорчает. Среди огромного педагогического состава республики есть и те, кто не горит желанием что-то менять, кто не хочет работать над собой, встречаются люди, которые прежде всего жалуются — на трудности, на зарплату. Хотя я искренне считаю: тот преподаватель, который развивается, учится, участвует в конкурсах, работает над своим авторитетом, всегда находит возможности хорошо зарабатывать. Есть у нас учителя, получающие в эквиваленте и тысячу, и полторы тысячи долларов. Но такая зарплата — это результат огромного труда: участия в международных конкурсах, выполнения заданий, получения сертификатов. Сейчас, кстати, это стало намного доступнее — все делается через платформы. Но учителя почему-то боятся попробовать, выйти из привычного круга.
Мы каждый день обсуждали и сравнивали: как у них и как у нас, что мы можем перенять. И я всегда говорю: если у каждого учителя будут гореть глаза, если будет желание работать над собой, стремление заслужить уважение и высокий заработок, то образование у нас будет на высоком уровне. Мы сейчас проживаем сложный переходный период. А возможности на самом деле есть. Их много. Нужно просто не бояться выходить с идеями и работать ради результата — тогда все получится».
Марина НИКОЛЕНКО.
Shu kecha va kunduzda
Уроки китайского опыта
Сказка, что живет рядом
Климатическая повестка
Диалог с народом
OB-HAVO
0 C
Tashkent
Valyuta kurslari
Markaziy bank