Работать с опережением

Отсутствие неуспевающих учеников — мечта любого учителя.
Но мало у кого получается воплотить ее в реальность. А ведь «рядом» с нами не
так давно жила женщина, которая смогла найти решение этой задачи. Знакомьтесь:
Софья Николаевна Лысенкова — советский, российский учитель, педагог-новатор.
Софья Лысенкова родилась в Москве в 1924 году. В 1945-м
закончила 10 классов и поступила в 11-й педагогический класс 349-й школы. После
окончания обучения стала работать учителем начальных классов в столичной школе
№ 228. Впоследствии работала в школах №№ 742, 811, 587. К концу 60-х Софья
Николаевна сформулировала метод опережающего обучения.
За 70 лет работы Софья Николаевна придала методике
опережающего обучения основные постулаты, получив последователей и авторитет в
педагогической среде, разработала методики, направленные на решение проблем, с
которыми постоянно сталкиваются учителя начальных классов. Основой для создания
такой организационно-методической системы обучения стали труды Льва Выготского
и других известных педагогов. Первую статью о своем опыте «Использование
опорных схем на уроках математики в 1 классе» опубликовала в 1970 году. В 1981
году стала заслуженным учителем школы РФСР, в 1990-м — народным учителем СССР,
а в 1999-м была награждена медалью К.Д.Ушинского. Умерла в 2012 году.
Новаторские идеи Софьи Николаевны позволили ей добиться удивительных успехов в обучении. Симон Соловейчик писал о своей коллеге: «Лысенкова поняла: если приучить детей думать вслух, всегда вслух, чтобы каждое действие сопровождалось словом, то это слово можно будет направлять, а через него и мысль».
Методика перспективно-опережающего обучения. Самые
сложные моменты нужно начинать объяснять задолго до того, как до них дойдет
школьная программа, решила Софья Николаевна. Сложная тема раскрывается
медленно, по несколько минут на каждом уроке. Используется большое количество
наглядного материала — карточки, схемы, таблицы.
Выше всего Софья Лысенкова ставила время. То самое время,
которое на обычных уроках в огромных количествах уходит впустую. Один ученик не
успел что-то дописать, второй что-то не дослышал, третий отвлекся — в
результате эффективность урока падает во много раз. А это недопустимо.
«От 10 отнять 7 — Лена Иванова никак не может сосчитать, как ни стараемся научить ее все вместе: 10 — это 7 и 3, 7 отнимаем, 3 остается.
Не понимает сегодня, не понимает завтра, не справляется с
самостоятельной работой. Но проходит месяц, полтора. У Лены все те же трудности
в усвоении нового, а вот от 10 — 7 или другую задачу из давно пройденного
решает. Помогло время, постоянные упражнения. Значит, нужно дать ребятам это
необходимое для прочного и глубокого усвоения знаний и умений время, дольше и
всесторонне работать с каждой изученной темой. Но как это сделать, не отставая
от сроков, утвержденных программой? Ответ может показаться парадоксальным: надо
опережать программу! А для этого требуется по-иному строить процесс обучения,
т.е. урок. Хозяева дорогого времени — учитель и ученики. Резерв времени кроется
в их общении, взаимодействии, сотрудничестве, в понимании учителем особенностей
их мыслительной деятельности, в умении управлять ею, активизировать и
стимулировать».
Комментируемое управление. Все, что происходило на уроке
у Софьи Николаевны, проговаривалось вслух. Каждое действие, каждая мысль.
Сначала к доске выходили сильные ученики и выполняли задания учителя,
комментируя все, даже незначительное действие. После выходили ребята послабее и
тоже включались в процесс. Работали все ученики с одинаковой скоростью, никто
не отставал, не бежал вперед. Как дополнительный бонус от «комментируемого
управления» — развивается способность уверенно и внятно излагать свои мысли. То
есть важно обучать детей мыслить вслух. Постепенно потребность в таком
комментировании отпадает, зато остается умение анализировать свои действия.
Данный метод был широко распространен среди учителей того времени. Софья
Николаевна объединила комментирование трех действий: «думаю, говорю,
записываю».
«Ученик ведет решение примера, задачи, разбор
предложения, а это есть не что иное, как опрос. При этом ребенок чувствует не
то, что его спрашивают, оценивают, а то, что он ведет весь класс и от него
зависит работа товарищей. Значит, надо говорить громко, четко, ясно, чтобы всем
все было понятно. В результате у всех хорошая дикция, развитая выразительная
речь. А воспитание в таких условиях идет как бы само собой. «Ставлю», «пишу» —
на первых порах это очень существенные сигналы:
«Не отставай, иди за мной».
И действует это гораздо сильнее,
чем строгий голос учителя».
Немаловажный момент образования детей начальных классов —
Софья Николаевна никогда не задавала домашних заданий. Она считала, что это
пустая трата времени. Дома дети должны отдыхать, а школьную программу они
должны проходить в стенах школы.
«До сих пор в классе звучит извечное: «Почему не выучил
правило? Давай дневник!» Возьмите дневник среднего ученика (не говоря уже о
слабом), обучающегося по обычной методике. Сколько в нем двоек, раздраженных
записей: «Не учит правила!»; «Обратите внимание...»; «Прошу зайти...» и т.д. А
сколько конфликтных ситуаций по этому поводу возникает на самом уроке! Все это
наносит прямой вред обучению и воспитанию детей, отнимает массу времени и сил
учителя, создает нервозность и напряженность в отношениях», — писала Софья
Лысенкова.
Опорные схемы. Дети на уроке постоянно должны смотреть на
схемы, запоминать, ассоциировать яркие картинки с предметами задачи, считала
педагог. Схемы не должны бесполезно висеть на стенах, они нужны, чтобы помогать
учителю лучше учить детей, а детям легче учиться. Ученики, отвечая на вопрос
учителя, смотрят на опорные схемы и снимают свою скованность, избавляются от
страха сделать ошибку. Схема становится алгоритмом рассуждения, доказательства,
осознания причинно-следственных связей, обеспечивает высокую работоспособность
и темп урока.
Педагог отмечала, что на уроках должна быть только одна
дисциплина — дисциплина труда и всеобщей увлеченности. Запугивание детей плохой
оценкой, наказанием от родителей — неправильный путь. В результате ученики,
скованные страхом, начинают приспосабливаться: ловчить, обманывать, списывать и
т.д.
Учителя, посещавшие уроки Лысенковой, были в восторге от
результатов и отмечали: «Дети опережают своих сверстников в умении мыслить,
рассуждать. Секрет их успехов — постоянное повторение, работа по опорным
схемам, опережающее изучение нового, развитие речи путем комментирования и
проговаривания действий вслух, отдых за счет смены одного вида деятельности
другими, поощрение, требовательный и доброжелательный тон учителя».
По мнению Софьи Николаевны, воспитание неотрывно от
обучения, и важно сохранить в ученике огонек пытливости и любознательности, о
котором говорил В.Сухомлинский. Уроки, основанные на сотрудничестве учителя и
ученика, рождают успех и готовность решать все более трудные задачи.
Подготовила Марина НИКОЛЕНКО.
Сегодня
Гуманизм — вечная ценность
Развитие двусторонних связей
Главная библиотека страны: от истоков до современности
Инвестиции и молодежь: формула устойчивого развития
ПОГОДА

0 C
Tashkent
Курсы валют
Центральный банк