Вырастим ученых!

Сотрудничество в образовании Вырастим ученых!
17

С 6 по 13 октября в разных городах Узбекистана — Ташкенте, Чирчике, Андижане, Фергане и Намангане — проходит международный просветительский проект «Ученые будущего», направленный на развитие академического сотрудничества и привлечение молодежи к науке. Участие во всех мероприятиях бесплатное, а для самых активных участников подготовлены специальные призы от организаторов.


Проект реализуется по инициативе и при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, при содействии Министерства иностранных дел РФ, Россотрудничества и портала «Наука.РФ». Организатором выступает Государственный институт русского языка имени А.С.Пушкина. Мероприятия приурочены к Десятилетию науки и технологий.

В рамках проекта десять российских ученых — представителей ведущих вузов и научных организаций из Москвы, Новосибирска, Казани, Владивостока, Брянска и Красноярска — выступают перед школьниками, студентами и молодыми исследователями. Они рассказывают о современных достижениях и вызовах в различных областях знаний, а также проводят лекции, мастер-классы и научные викторины.

Площадками проекта стали Узбекский государственный университет мировых языков, Чирчикский государственный педагогический университет, Андижанский государственный институт иностранных языков, Ферганский государственный университет, Наманганский государственный университет, Университет бизнеса и науки, Наманганский педагогический университет, а также Русский дом в Ташкенте. Открытие проекта и первые лекции были организованы в УзГУМЯ.

В день старта проекта ректор вуза Илхомжон Тухтасинов отметил, что стратегическое сотрудничество между Узбекистаном и Россией активно развивается, особенно в сфере образования и науки:

— Наш диалог основан на взаимном уважении общих культурных ценностей и стремлении к инновационному развитию. В последние годы наша страна значительно подвинулась в создании прочной основы для партнерства между университетами, научно-исследовательскими центрами и образовательными учреждениями. Подписаны сотни соглашений о сотрудничестве. Открываются филиалы ведущих российских вузов в Узбекистане. Активно реализуются совместные образовательные программы и академические обмены. Особое значение имеет расширение возможностей для студентов и молодых ученых. Благодаря совместным инициативам молодежь обеих стран получает шанс обучаться в ведущих университетах, участвовать в международных проектах, развивать научные исследования и обмениваться опытом. Это не только способствует получению качественного оборудования, но и формирует новые поколения специалистов.

Среди приоритетных направлений нашего сотрудничества — развитие науки и инноваций, совместные исследовательские проекты, научные конференции и публикация статей, платформы для обмена знаниями, опытом и передовыми технологиями. Мы видим, как ученые России и Узбекистана успешно работают над решением актуальных проблем от синхронизации образования до устойчивого развития и прогресса. Убежден, что сотрудничество между Россией и Узбекистаном в области образования и науки — это не просто стратегические направления, а залог устойчивого развития, инновационного будущего и технологического прогресса во всех направлениях нашего взаимодействия. Думаю, что сегодняшнее мероприятие внесет огромный вклад в развитие человеческого потенциала, в подготовку нового поколения ученых и исследователей, а также в дружбу и взаимопонимание между нашими странами.

Ректор Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина Никита Гусев выразил благодарность Республике Узбекистан за теплый прием и поддержку международного проекта

«Ученые будущего». «Сегодня перед учеными стоят задачи, которые невозможно решить в одиночку или в рамках одной отрасли науки. На первый план выходит междисциплинарное исследование. Только в сотрудничестве, через обмен опытом и идеями, наука может двигаться вперед. Научные направления, представленные в рамках проекта, отражают актуальные вызовы и тенденции современного мира: от медицинских и биологических наук до математической логики, искусственного интеллекта и гуманитарных исследований. Мы уверены, что именно междисциплинарный и международный подход открывает путь к настоящему прогрессу. Надеемся, что для молодежи этот проект станет стимулом к собственным открытиям и достижениям, послужит вкладом в укрепление научного потенциала наших стран», — отметил Никита Владимирович.

Обращаясь к студентам он сказал: «Дорогие участники, пусть именно ваше поколение станет теми самыми учеными будущего, чьи идеи и открытия сделают мир лучше».

В первый же день слушателей ждало много интересных открытий. Научный сотрудник лаборатории когнитивных и лингвистических исследований Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина Ксения Родионова в своей лекции рассказала о влиянии искусственного интеллекта на образование и тех изменениях, которые происходят в этой сфере под его воздействием.

Она отметила, что ИИ активно проникает в повседневную жизнь, в том числе и в образовательный процесс. В одних университетах ИИ по-прежнему вызывает настороженность и стремление ограничить или запретить его применение, тогда как другие вузы, напротив, работают над разработкой регламентов и моделей интеграции ИИ в обучение, понимая, что в будущем он станет неотъемлемой частью образовательной среды. Можно провести параллель с калькулятором, применение которого в обучении поначалу также вызывало споры, но в итоге он стал естественным и полезным инструментом. По мнению специалиста, ИИ ожидает схожая судьба, и сейчас важно выработать правила его использования, чтобы технология работала на благо учащихся и преподавателей.

В лаборатории института Пушкина искусственный интеллект уже применяется в различных проектах. Например, в основе ресурса «Текстометр». Этот инструмент позволяет анализировать тексты на предмет сложности, при этом большинство пользователей даже не осознают, что взаимодействуют с ИИ.

«Сегодняшнее мероприятие — это уникальное событие, которое позволяет студентам приблизиться к науке. Как представитель молодого поколения в начале своего пути я часто ощущала какую-то неуверенность: вдруг не смогу, вдруг недостаточно обладаю знаниями, навыками, чтобы развиваться именно в этой сфере. Как раз такие мероприятия помогают студентам почувствовать, что они способны, они могут, и вдохновляют их заниматься наукой, показывая в том числе, что наука — это будущее и она действительно меняет нашу жизнь. И здесь особенно важно объединять усилия внутри коллективов и между странами, так как именно в таких больших группах, обмениваясь знаниями и опытом, мы можем достичь больших успехов в этой сфере, — подчеркнула Ксения Евгеньевна. Она отметила, что уже была в Узбекистане на конференции по преподаванию русского языка как иностранного, а также выступала онлайн в Национальном университете Узбекистана с докладом об искусственном интеллекте: «Невероятно гостеприимная, солнечная страна. Очень открытые люди. Приятно находиться здесь. И также рада, что для меня, как для эксперта, открывается возможность посмотреть другие города, потому что я была только в Ташкенте, а вот с «Учеными будущего» мы посетим еще несколько городов и университетов.

Занимаюсь доказательной педагогикой, и мне интересно посмотреть, как организованы университеты, познакомиться с преподавателями, потому что именно мы, преподаватели, воспитываем студентов, которые потом будут делать открытия».

Лекции российских ученых прошли и в Русском доме в Ташкенте, основными слушателями стали педагоги и студенты столичных вузов. «Сегодня у каждого из вас есть уникальная возможность не только расширить свои знания, но и сделать для себя новые открытия… Этот проект организован с целью популяризации науки среди широкой аудитории — вне зависимости от возраста и сферы интересов. За последнее время в Республике Узбекистан реализуется все больше научных инициатив. У каждой — своя направленность и задачи, но всех их объединяет одно: стремление сделать науку ближе и понятнее каждому из нас», — подчеркнула координатор образовательных программ Русского дома Ирина Сульжина.

Елена Дергачёва, доктор философских наук, профессор РАН, представила слушателям лекцию, посвященную сохранению биосферы в условиях техногенного мира — теме, которой она занимается более 20 лет. В рамках междисциплинарного подхода она раскрыла, как меняющаяся картина мира влияет на контуры социально-биосферного развития всего человечества. А лекция Евгении Пущиной, доктора биологических наук, профессора РАН, была посвящена одной из самых сложных и актуальных проблем нейронауки — восстановлению поврежденной центральной нервной системы и потенциалу клеточных технологий. На примерах работы ведущих российских исследовательских центров, включая Национальный медицинский исследовательский центр хирургии, было показано, как современные методы нейровизуализации, включая функциональную и диффузионную МРТ, позволяют в реальном времени изучать мозг, диагностировать его повреждения и отслеживать функциональные изменения.

Подобные проекты помогают популяризировать науку, найти свой путь молодым людям в профессии и вырастить новых ученых, решающих глобальные проблемы будущего.

Марина ЧИЛАШВИЛИ.

Фото Алёны БОРИСЕНКО.

Maqola muallifi

Марина ЧИЛАШВИЛИ

Марина ЧИЛАШВИЛИ

Сотрудничество в образовании

Teglar

  • #образование

Ulashish