Найдите свой путь: профориентация для учеников

Интеллектуальный потенциал Узбекистана Найдите свой путь: профориентация для учеников
58

В современном Узбекистане формирование системы образования, отвечающей требованиям рынка труда, является приоритетным направлением. Руководство республики стремится создать прочную основу для подготовки молодых людей к успешной профессиональной жизни.


При поддержке международных партнеров, министерств образования нашей страны специалисты активно работают над модернизацией профессионального образования и укреплением служб профориентации. В рамках проекта TexVET Career, который является примером такого сотрудничества, были разработаны практические инструменты и проведены тренинги, помогающие студентам в правильном выборе карьеры.

На этой неделе в Ташкенте прошла конференция, в ходе которой два министерства — дошкольного и школьного образования, высшего образования, науки и инноваций — совместно с Германским обществом по международному сотрудничеству (GIZ) представили достижения проекта TexVET Career Project. В ходе мероприятия отмечалось, что в Узбекистане проходит завершающий этап реализации компонента проекта GIZ по поддержке реформирования и модернизации системы профессионального образования. Компонент данного проекта реализуется Integration Consulting Group. Партнерами в проекте являются Торгово-промышленная палата, хокимияты, международные доноры и пилотные образовательные учреждения.

По мнению международного эксперта, менеджера проекта Маттиаса Клингенберга, Узбекистан в последние годы предпринял смелые шаги по модернизации системы образования и повышению уровня подготовки молодых людей к растущим требованиям рынка труда. В этой связи проект TexVET Careers внес значительный вклад в совершенствование системы профессионального образования.

Благодаря совместным усилиям были разработаны инструменты профориентации, ориентированные на студентов, усилено профессиональное развитие учителей и консультантов и установлено тесное сотрудничество между школами, частным сектором и техническими колледжами. «Мы не должны забывать, что эти реформы направлены на молодежь, которая получит своевременное и соответствующее руководство, будет иметь более четкое представление о своем карьерном пути», — отметил Маттиас Клингенберг.

В связи с тем, что в нашей стране свыше 60 процентов населения составляет молодежь, развитие человеческого капитала может стать ключевым фактором экономического роста, развития инноваций, предпринимательства и привлечения инвестиций. Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), эффективная профессиональная ориентация не только подготавливает молодежь к выходу на рынок труда, но и снижает социально-экономические риски, повышая доходы в течение жизни.

«Комплексная реформа системы профессионального образования и подготовки кадров является ключом к приведению навыков в соответствие с требованиями рынка труда. Профессиональная ориентация занимает центральное место в этих усилиях: когда молодые люди получают своевременные рекомендации, они могут свое-временно определить свой образовательный путь и рассчитывать на более успешное трудоустройство», — отметил К.Шарипов, министр высшего образования, науки и инноваций.

В рамках проекта TexVET Career, запущенного в ноябре 2023 года, разработаны современные подходы к профориентации, практические пособия и цифровые инструменты, обучены педагоги и психологи, а также проведена пилотная реализация мероприятий в школах и техникумах Ташкента, Ферганы, Самарканда, Кашкадарьи и Республики Каракалпакстан.

Эти мероприятия дают возможность школьникам, студентам техникумов и всем заинтересованным лицам исследовать карьерные возможности, используя разнообразные ресурсы — от интерактивных онлайн-курсов до занятий в классе и наставничества со стороны работодателей. Кроме того, проект оказывает техническую поддержку в создании Центра профориентации на базе Самаркандского политехникума, который будет охватывать молодежь региона и служить модельным центром для дальнейшего тиражирования в других регионах.

В тесном сотрудничестве с национальными партнерами в рамках проекта организованы программы обучения для повышения квалификации педагогов, проведены пилотные мероприятия по профориентации, которые помогают молодым людям исследовать свои сильные стороны, понять доступные карьерные пути и принимать более обоснованные решения. Программы

профориентации, реализованные в пяти регионах, включали отраслевые конкурсы, тематические мастер-классы, взаимодействие с потенциальными работодателями, стажировки и информационные кампании, охватившие в общей сложности 496 школьников, 288 студентов техникумов и 263 преподавателя, а также 366 представителей бизнеса и местных сообществ.

«Эксперты проекта в сотрудничестве с Министерством дошкольного и школьного образования разработали восемь практических пособий, три цифровых курса и тринадцать мероприятий по профессиональной ориентации с учетом гендерной чувствительности. Проект TexVET сыграл ключевую роль в разработке системного подхода к профориентации и образованию в Узбекистане, предоставив учащимся и их родителям возможность изучить варианты карьеры и быть лучше подготовленными к будущему», — отметила Хилола Умарова, министр дошкольного и школьного образования.

Рассказывая о своем успешном опыте участия в проекте, директор общеобразовательной школы № 2 города Нукуса Багда Юсупова отмечает, что за 1,5 года сотрудничества из 13 разработанных инструментов в школе были пилотированы 4 направления: два из них связаны с вовлечением работодателей — проведение экскурсий учащихся на производства, а также совместное решение различных вызовов и задач на кейс-стадии. В рамках реализации третьего инструмента были задействованы сообщества, махалли. Четвертый был задействован внутри класса, где учителя рассказывали о профессиях и их различных аспектах. «При поддержке проекта TexVET школа, осознавая важность реальных связей, заключила соглашения о сотрудничестве с местными предприятиями, что позволило ученикам увидеть профессиональную среду, пообщаться с экспертами отрасли и получить практический опыт. В соответствии с постановлением

Президента «О дополнительных мерах по обучению учащихся общих средних образовательных учреждений иностранным языкам и современным профессиям» от 2 февраля 2024 года школа расширила свои возможности профессионального образования. С помощью проекта для учеников 8–10 классов была создана швейная мастерская, оснащенная современным оборудованием. Благодаря этому учащиеся готовятся к профессиям в текстильной промышленности, приобретая практические навыки и умения», — говорит директор школы Багда Юсупова.

— Этот проект по профориентации учащихся в школе совместно с GIZ мы начали 18 месяцев назад. За это время были подготовлены методики, способствующие ученикам в выборе будущей профессии. В рамках проекта для ребят были организованы не только ознакомительные экскурсии, но и три рабочих дня, когда они смогли глубже узнать интересующее их направление специализации. Также были заключены меморандумы с некоторыми ведущими компаниями, где выпускники могут начать свою трудовую деятельность. В целом, проекту удалось наладить партнерство между школами и 25 частными компаниями. Благодаря этому учащиеся познакомятся с профессиями, смогут увидеть и попробовать свои возможности. Надеемся, что после проведения анализа и подведения итогов наш опыт будет применяться по всей республике, — говорит Абдукамол Мамадалиев, заместитель начальника отдела по профориентации МДШО.

Ведущий специалист министерства высшего образования, науки и инноваций Умида Мусаева отметила, что на основе тесного сотрудничества с потенциальными работодателями проекту удалось наладить прочные связи между частным сектором и образовательными учреждениями. Такие успешные компании, как Safia, BYD Megawatt, Ассоциация производителей безалкогольных напитков и соков Узбекистана, Coca-Cola Uzbekistan, Samarkand Apparel, Teamdress, Global Textile LLC и фармацевтическая компания Denta Fill, подписали меморандумы о сотрудничестве с образовательными учреждениями, выразив готовность поддерживать усилия по профориентации.

«В нашем техникуме мы пилотировали два инструмента: первый — в классе, второй — связь техникума со школой, так как понимаем необходимость укрепления такого взаимодействия. Чем раньше начнется работа по профориентации, тем осознанней будет выбор подрастающего поколения. Ребята, определившись с профессией, получают поддержку в своем становлении. Привлечение школы является нашей инициативой. В интерактивных мероприятиях участвовали не только учащиеся школ и техникума, но и частный сектор, преподаватели университетов. Таким образом в одном направлении были продемонстрированы разные специализации. Благодаря этому участники увидели перспективы, познакомились с направлениями и новыми методиками в обучении. Для всех — учеников, педагогов, работодателей — это был положительный опыт. Инструменты позволили обучающимся изучить свои карьерные перспективы — от поиска стабильной работы на заводе до предпринимательства, работы за границей или получения высшего образования.

Результат этой работы — увеличение количества поступающих в наш техникум. Теперь наша молодежь более четко представляют свое будущее, выбирает профессии, основываясь не на предположениях, а на реальных знаниях и опыте. Планируем в новом учебном году запустить инициативу, основанную на этом успехе, которая будет сосредоточена на направлении «Дизайнер». Мы ставим своей целью на практических примерах продемонстрировать индустрию дизайна во всем ее многообразии. Опираясь на прочный, созданный данным проектом фундамент скажу, что наши студенты и в дальнейшем будут способными самостоятельно формировать свое профессиональное будущее», — поделилась Окила Эргашева, методист Каршинского колледжа дизайнеров и технологов.

В ходе мероприятия отмечены совместные достижения, подтверждена приверженность поддержанию достигнутого прогресса через национальное руководство и дальнейшее развитие институтов. Ожидается, что результаты проекта внесут значительный вклад в реализацию более широкой повестки Узбекистана по развитию человеческого капитала и переходу к экономике, основанной  на  знаниях  и  инновациях.


Елена ПЕШЕВА.

Автор статьи

Елена ПЕШЕВА

Елена ПЕШЕВА

Интеллектуальный потенциал Узбекистана

Теги

  • #образование
  • #Подростки
  • #Газета

Поделиться