«Мы стыдимся рассвета и рассвета...» Выражение художественного искусства в поэзии Эшкабель Шукюр
Одним из неповторимых персонажей тона в узбекской поэзии является Эшкабиль Шукюр. В поэзии поэта такие темы, как чистый узбекский менталитет, любовь, человечность, природа и красота человеческих сердец, реальность жизни сочетаются с неожиданной экзальтацией, подражанием, тонким бегством, поэтическим сравнением, чистым узбекским изяществом и искренностью, смирением. Народный писатель Узбекистана Эркин А'зам сказал: «Эшкабиль – очень народный поэт. Тем не менее, он не похож ни на один другой. Я искал, типа, нет, это не похоже». Действительно, мы являемся свидетелями того, что стихи поэта в основном наполнены древними и вечно актуальными темами, такими как самосознание, понимание истинной сути жизни, красоты, добра, человечности. В них проявляются искренность, мудрость, превосходство философских идей, которые апеллируют к человеку. Мудрые мысли потрясают сердце читателя и побуждают его задуматься о своей жизни. В стихотворении поэта «Сон» описывается надежда увидеть человека как реального человека:
Daholar ko‘ngliga cho‘g‘ tashlagan sir,
Osmon maktublarin mangu mavzusi.
Azal zulmatlarin kesib o‘tgan nur –
Insonni insonday ko‘rmak orzusi.
А стихотворение «До жизни» призывает человечество жить осмысленной жизнью:
Sen bu tiriklikni tingla va angla.
…lahzani ushlab qol,
yashab o‘t lahzani…
Словосочетание «жить и жить» не подразумевает обыкновенного долголетия, а скорее побуждает жить жаждущей новинок, добродетелей, красот, думать о мире через восхищение, делать удивительные выводы. В одной из своих бесед поэт определяет «восхищение» следующим образом: «То, что заставляет человека влюбиться во вселенную, мир, всю жизнь, вселенную и науку – это восхищение. А если не будет ничего удивительного, то даже ребенок в колыбели не вырастет». В своих стихах он также подчеркивает, что осознание сути жизни через чудо является одним из важнейших признаков человечности:
Aqlning shiddati, tuyg‘u g‘ayrati –
Dunyoga yangilar Inson hayrati.
Bizlarni hayratsiz ko‘zlardan asra,
Tillarni qanotsiz so‘zlardan asra.
Волшебство в творчестве Эшкабиля Шукура не оставляет сердца читателя плененными. Она заставляет читателя задуматься, проанализировать остаток своей жизни. Эти взгляды мы рассмотрим ниже на примере нескольких отрывков из стихотворений поэта.
* * *
* * *
Dunyoga ne berib, nimani oldim.
* * *
Bilolmasmiz nimaga keldik,
Va nimaga ketyapmiz oxir.
* * *
Ortimda qolajak hayotdan faqat,
Xavotir olaman, qattiq xavotir…
* * *
Beshigimdan tobutimgacha,
Xatolardan iboratman men.
* * *
Vijdon bilan ketsam izma-iz,
Bo‘lsam deyman ko‘p yaxshi odam…
* * *
Shular qatorida bor edi inson,
U hayot va Xudo ma’nisin bildi.
* * *
Uning haqiqatin anglat menga sen,
Sirlarin ko‘zyoshday kipriklarga tuz.
* * *
Qorong‘ulik oralab ko‘nglim,
Yaratganni o‘rganib borar.
Также в поэзии поэта можно встретить образы природы. Креативность в пейзажной лирике – еще одна важная особенность, отличающая творчество поэта. Частое использование элементов природы, таких как деревья, облака, вода, дороги, луны, поля, ветер и тому подобное, связано с тем, что прекрасные моменты невинной юности Эшкабиля Шукура проходили в горах, полях и вообще с тайнами настоящей природы. Сам поэт комментирует эти объекты: «Луна, облако, ветер, поле, дорога... Они все время появляются в моих стихах. Нет, это не просто образы. Они мои постоянные спутники в этом мире. Даже в многолюдной, самой шумной части города я чувствую, что они находятся прямо рядом со мной».
Мы знаем, что в поэзии по настоянию художественной речи широко используются движения, аналогии. Одним из факторов, обеспечивающих привлекательность, оригинальность и выразительность стихотворения, являются ходы. Истиора (метафора), одно из искусств, в котором особенно важно наиболее обильное и эффективное использование метафоры. Есть и переезды, основанные на сходстве между реальными событиями или развлечениями и материальным миром, которые невидимы, но художественно остры, которые удивят читателя и подарят бесконечное удовольствие. В своих стихах Эшкабиль Шукюр умело использовал как такой читатель, так и болезненные аналогии, требующие сильного осмысления и внимания.
Sen suvni tinglab ko‘r, anglab ko‘r suvni,
Gunglarning tilida muzlagan ovoz,
Ko‘rlarning ko‘ziga qamalgan ranglar
Suvning rangi bilan tovushiga mos, –
Семантические ассоциации метафоры отражены в строках в широком масштабе. Конечно, естественно, что все интерпретируют и понимают ассоциативную метафору по-разному. Прежде всего, поэт заставляет читателя на время задуматься с помощью крика «Слушай воду, смотри воду». Стихотворение невольно спрашивает: «Что это был за шум воды? Слышал ли я его когда-нибудь?» — начинает он спрашивать себя. Смысл становится яснее, когда вы читаете следующие строки. Теперь поэт относит шум воды к «языку гунгов». У гунгов тоже есть язык, они тоже могут говорить, но самое главное, мы не можем понять, что они тоже говорят, так же как мы невнимательны к шуму воды. Если обратить внимание на второй ассоциативный объект, то мы еще раз узнаем философские мысли Эшкабула Шукура. В своих стихах поэт создает мудрый стих, в котором говорится: «Люди видят мир цветом воды». Ничего не подозревающий читатель погружается в размышления о том, как слепые люди видят Вселенную, и отдается глубоким чувствам.
Музыкальность, выразительность и эмоциональная насыщенность поэтической речи играют неоценимую роль в построении речи, словесных искусств (стилистических фигур). В художественной литературе стилистические фигуры являются одним из полезных инструментов в выражении примеров творчества красивым, жаргонным, трогательным способом. Мы являемся свидетелями того, что Эшкабиль Шукюр уделяет особое внимание использованию духовного и литературного искусства для шлифовки смысла в своих стихах.
Sen qancha tor bo‘lsang…
Qancha bo‘lsang tor.
Dunyo shuncha kengdir,
dunyo shuncha keng.
В этом отрывке мы видим яркий пример антитезы. Метод антитезы – это метод выяснения сущности вещей и событий, характера людей путем сравнения их друг с другом. В классической литературе этот метод обозначается как тазад. Очень кстати метод противопоставления состояния лирического героя через противоречивые слова в раскрытии настроения недовольства человеком, к которому обращена речь.
Men
Qizg‘in qizg‘aldoqlar kaftida o‘sdim,
Yonayotgan muzning taftida o‘sdim,
Bir juft kabutarning kiftida o‘sdim…
Оксюморон – это своего рода антитеза. В оксюмороне слова, которые обычно не слипаются по своему значению, используются бок о бок, создавая оригинальную аналогию в художественном дискурсе. Два совершенно противоположных слова, употребленных в предложении «горящий лед», употребленном в приведенном выше отрывке, соседствуют с требованием искусства, выражая одно связное значение.
В сумке Каландара есть все:
Qalandarning to‘rvasida hamma narsa bor:
hayoti, o‘limi,
non-suvi, tuzi…
To‘rvaga yashirgan
o‘zini o‘zi.
В приведенном выше отрывке спрягаемые слова соединяются друг с другом с помощью только тона без соединительных приспособлений, что приводит к возникновению явления асиндетона. Азиндетон является одним из средств создания эмоциональности в художественном стиле. Благодаря методу асиндетона поэта организованные произведения произносятся с особой решимостью, напряжением и боевитостью, привлекая особое внимание к тому, что каландар несет в себе целую жизнь, все и вся, изначальную суть.
izlar uyalganmiz tong ila shomdan,
Biz aziz tutganmiz quyosh va oyni.
Эшкабиль Шукюр не только обращает внимание на эти понятия, связывая изготовленные произведения, такие как «рассвет и рассвет», «солнце и луна», в связующую среду, что дает начало искусству полисиндитона. Полисиндитон – связующий. Он отличается от предложений, образованных методом несвязывания способом выражения смысла. При этом норма и ритм в тоне связных произведений сохраняются, но отличается от несвязных предложений своей силой, тоном ударения.
Xatmi bu, xatmmi, yo xatmi Hayot,
Qog‘ozga aylanib borardi Ayol.
В стихотворных стихах градация – это метод, основанный на повторении смысла, а не одного слова. Есть гармония в том, как слова соединяются воедино. Примечательно, что значение слов, которые идут после него, становится сильнее того, которое было до него. Невольный читатель чувствует повторение усиления смысла через стихи, выраженные как «Хатми бу, хатми или хатми Хаят», вечера лирического героя, усиление его чувств, углубление его чувств. Поэт этого места искусен в использовании слов, синтаксических и стилистических приемах
Tuyg‘ular quvilgan koshonalarda,
Yuraklar, sevgilar gullarmidi hech?
Риторический вопрос, использованный в этом отрывке, передает смысл: «В сосудах, где преследуют эмоции, сердца и любовь никогда не расцветают». Уникальность риторического опроса как стилистического метода заключается в том, что ответ на эти вопросы тоже готов. В противоположном смысле поставленного вопроса лежит утверждение. Конечно, выражение конкретной идеи с помощью риторического вопроса, а не простым способом, еще больше увеличивает диапазон влияния стихотворения.
Еще одним из синтаксических отклонений является многоточие, в котором одна из частей предложения (больше заголовков) намеренно опущена. Например:
Yasan-tusan qilib olgan bu qabr,
Ichida maishat qilar bir murda,
Tinmay parvarishlar o‘lik tanasin.
Murda kulishni ham eplay olardi,
Tiriklar ustidan kulishni.
В процитированном отрывке опущен раздел «мог бы смеяться», в результате чего слово «смеяться» имеет логическое ударение. Если бы этот отрывок не был опущен, последний куплет был бы в форме «Laughing at the Living», и эмоциональное воздействие, подобное тому, что было выше, было бы несколько потеряно. Точно так же намеренное пропуск стихотворных стихов порождает еще одну синтаксическую фигуру – молчание, и поэт умело использует этот прием:
Sahroda bir daydi daraxtni ko‘rdim,
Qum kechib borardi.
yalangbosh
yalangoyoq…
Nenidir izlardi,
Nenidir istardi…
Тишина – это своего рода многоточие. При этом методе устанавливается прочная психологическая связь между поэтом и читателем, читатель бессознательно разделяет творческие эмоции. В процитированном выше отрывке читатель один раз думает о дереве дайди в пустыне, о проплывающем мимо босоногом песке, а второй раз в молчании поэт предоставляет самому поэту то, что он ищет, чего он хочет. Она заставляет читателя думать в тишине. Он оказывает глубокое влияние на настроение на некоторое время. Мы интерпретируем эту ситуацию как поэтическое мастерство Эшкабиля Шукура.
Ikki bo‘ri ko‘rdim, yer talashardi.
Ikki kiyik ko‘rdim yor talashardi.
Ikki qo‘ng‘iz ko‘rdim, go‘ng talashardi.
Ikki odam ko‘rdim, go‘r talashardi.
В процитированном отрывке поэт придает стихотворению особый шарм и ритм, начиная каждый стих со слова «два». Этот метод называется анафорой. При методе анафоры слово или фраза в начале стихов повторяются. Применяя образ «двух волков», «двух оленей», «двух жуков» и в равной степени «двух людей», поэт выдвигает идеи о том, что «люди не должны жить грабежом чего-либо, в отличие от животных», «человек не должен быть среди животных». Повторное использование в стихах поэзии одинаковых или очень близких друг к другу синтаксических конструкций – синтаксический параллелизм – также считается одной из форм, повышающих тон и выразительность поэзии.
Oy muncha osmontalab,
osmon esa jontalab,
Yer muncha naysontalab,
nayson esa ontalab.
Yor muncha hijrontalab,
hijron esa qontalab,
Men muncha parishonman,
munchalar parishonman.
Как мы видим, три предложения в процитированном отрывке повторяются взаимозаменяемо в одной и той же синтаксической конструкции. Используя метод синтаксического параллелизма, поэт создал неповторимый музыкальный тон в стихотворении.
В заключение следует отметить, что значение элементов художественного языка в обеспечении музыкальности и ритмичности стихотворения в реализации цели поэта, безусловно, является. Элементы литературного языка показали идейный блеск поэзии поэта, художественное совершенство, умение использовать собственные слова. Читая стихи поэта Эшкабиля Шукура, который работает с настоящим узбекским духом, мы наслаждаемся искренностью, душевной теплотой, элегантностью и мелодичностью в нем. Мы невольно начинаем влюбляться во все, что нас окружает и красавиц в нем, что неудивительно, если поэт заразил нас этой любовью через свои стихи.
Gulinor XOLMURODOVA,
TerDU talabasi
Сегодня
SUN’IY INTELLEKT: TILSHUNOSLAR ENDI NIMA QILADI?
GENERAL VA YOSHLAR UCHRASHUVI
Robot fikrlay oladimi? Yoxud fizikadan 2024-yilgi Nobel mukofoti neyroto‘r kashfiyotchilariga berilgani haqida
Я ГОРЖУСЬ ТЕМ, ЧТО ЯВЛЯЮСЬ РУКОВОДИТЕЛЕМ ФЕРМЫ! Или я соглашусь на эту зарплату!
ПОГОДА
0 C
Курсы валют
Центральный банк