Девушки открывают космос

Конкурс Девушки открывают космос
50

В Ташкенте состоялось подведение итогов третьего сезона программы UniSat, реализуемой ЮНИСЕФ, ННО Tech4Impact и Агентством космических исследований и технологий при Министерстве цифровых технологий Республики Узбекистан. Программа направлена на расширение участия девушек в сфере STEM и развитие их технологических компетенций.


В 2025 году 58 процентов участниц программы составили девушки в возрасте 15–17 лет. Они не только изучали основы программирования и космических технологий, но и провели реальные научные эксперименты в стратосфере. В этом году были запущены два наноспутника формата 3U CubeSat, которые впервые поднялись на высоту 27 километров. Эксперименты, проведенные вместе со специалистами, позволили исследовать влияние изменений температуры, давления и радиации на биологические организмы.

«Каждую неделю у нас было 3 урока, но они были не только теоретическими. Наши менторы с нуля обучали нас работе с CubeSat и процессу его сборки. Мы регистрировались на специальной платформе, через которую выполняли домашние задания и получали обратную связь от наставников, — поделилась Гузаль Мадаминова, учащаяся академического лицея при Международном Вестминстерском университете в городе Ташкенте. — За три месяца теоретической подготовки нас обучили работе в 3D-моделирующих программах, познакомили с электроникой, схемотехникой и программированием. Мы изучали, как подключать датчики и обрабатывать полученные данные. Программа была не только технической, но и творческой: каждая участница могла проявить свои идеи и инициативу.

За активное участие, выполнение домашних и дополнительных заданий нам дарили небольшие поощрительные подарки. Честно говоря, до участия в программе «UniSat» я никогда не занималась подобными вещами — не знала, как программировать и работать с электроникой. Но благодаря тому, что все объясняли подробно и доступно, уже через три месяца я уверенно справлялась с заданиями и без проблем прошла финальный экзамен и буткемп (интенсивный краткосрочный курс обучения — прим. автора)».

Самые активные участники UniSat 3.0 побывали в Москве и Королёве, на международном турнире «Орбита», где за победу боролись команды школьников и студентов из России, Узбекистана, Индии и Объединенных Арабских Эмиратов.

«UniSat — это не просто запуск спутников, а создание новой реальности, где девушки Узбекистана занимают свое место в космической отрасли», — отметил заместитель директора Агентства космических исследований и технологий Мухиддин Ибрагимов.


Партнеры программы призвали государственные структуры, бизнес и академическое сообщество активнее поддерживать девушек — через наставничество, стажировки и гранты, особенно в регионах. Завершилось мероприятие вручением сертификатов всем участницам и финалисткам UniSat 3.0.

Директор ННО Tech4Impact Саида Юсупова рассказала о проекте и успехах участниц:

— Этот проект создан для того, чтобы девушки могли попробовать себя в технологичной сфере, даже не имея определенного бэкграунда. Если им это интересно, они приходят в проект, посещают занятия, выполняют задания. Далее оценивается их результативность, формируется рейтинг. Но если девушке действительно интересно, ее всячески поддерживают — и со стороны менторов, и со стороны тренеров. Она получает помощь, ответы на вопросы, поддержку в обучении. То есть, если есть заинтересованность и желание учиться, этого достаточно, чтобы пройти первый этап.

Второй этап — это отбор двадцати лучших участниц. На этом этапе необходимо сдать экзамен, и проходят те, кто показывает лучшие результаты по программированию, физике и другим научным вопросам. Важно, насколько участницы понимают процессы, связанные с наукой и космосом в целом, насколько глубоко погружаются в тему. Рейтинг определяет 20 лучших, которых приглашают на буткемп. Там они проходят более углубленное погружение: переходят от теории к практике, работают с менторами и тренерами, строят наноспутник, разрабатывают полезную нагрузку, готовят собственный научный эксперимент и делают для него научное обоснование.

После запуска они анализируют процесс старта. Это особенно интересно, потому что девушки видят техническую сторону: как именно запускается наноспутник. Работа строится командно: важно правильно распределить роли, действовать слаженно и уложиться в отведенное время. Все проходит по-настоящему, как при реальном запуске спутника: есть команда, есть роли, есть временной регламент.

После запуска начинается этап поиска. Часть команды отслеживает высоту и траекторию полета. По правилам запуска спутников воздушное пространство закрывается на определенное время, так как объект представляет риск столкновения с летательными средствами. В этот период участницы ведут коммуникацию с наземными службами, сообщают о высоте, траектории, подтверждают момент отстыковки.

Девушки отслеживают движение спутника, заранее изучают направление ветра и высоту полета, рассчитывают предполагаемую траекторию. После анализа данных команда отправляется на поиск. Иногда путь бывает достаточно длинным, поскольку спутник падает в открытых, малонаселенных районах. Важно, чтобы он не упал на жилую территорию и не пересек границы других стран, поэтому предварительные расчеты помогают определить безопасный ареал падения.

Поиски проводятся при участии специалистов и экологов, хорошо знакомых с местностью. Запуски происходят обычно в пустынных районах, где сложное передвижение, поэтому требуются специальные машины и знание местного рельефа. В этом году спутник удалось найти в тот же день, что стало большим успехом. Ранее поиски занимали больше времени — приходилось обращаться за помощью к местным жителям, пастухам. Иногда они находили аппарат и не сразу понимали, что это за объект.

На этот раз спутник обнаружили быстро, и девушки сразу приступили к анализу данных. Биологическую нагрузку, заложенную в спутнике, они исследовали совместно с лабораториями Нукуса, где провели первые сравнения и анализы биоматериала. Затем образцы были доставлены в Ташкент, где со специалистами выполнена глубокая проработка данных и написана аналитическая статья по результатам.

Главная цель проекта — зажечь интерес к технологическому сектору и показать, что это не просто процесс сборки и запуска устройства, а серьезная научная работа. Участницы продумывают, что именно они хотят запустить, с какой целью, и как результаты могут быть полезны — например, для сельского хозяйства, экологии или медицины. Они видят, как космические технологии применимы в реальной жизни и как их можно использовать для решения практических задач.


Таким образом, девушки погружаются в мир технологий и науки, связанный со спутниками и анализом данных, полученных с них. После участия в проекте они уже осознанно выбирают, где учиться дальше. Многие поступают в технологичные вузы. Раньше таких возможностей в Узбекистане было меньше, поэтому часть участниц продолжала обучение за рубежом — по программам «Эл-юрт умиди», в том числе в ведущих университетах США, например в Виргинии. Этот опыт дает им высокий уровень подготовки и уверенность, что они могут заявить о себе в любой стране.

В этих сферах возможностей много, но девушек по-прежнему мало. Поэтому проект помогает им увидеть, что двери открыты. Для многих это совершенно новый сектор, о котором раньше даже не задумывались. Если раньше они просто слышали о запусках ракет, не понимая их смысла, то теперь осознают, что космические технологии играют важную роль в повседневной жизни каждого человека. Мы все пользуемся результатами их применения, часто даже не задумываясь об этом.

Проект дает девушкам шанс выбрать в будущем профессию, связанную с космосом и высокими технологиями — с направлением, в котором есть реальные перспективы трудоустройства и самореализации. Если родители поддерживают этот выбор, если есть интерес и мотивация, то это становится большой возможностью, особенно для девушек из регионов.

Примерно треть участниц — из регионов, и это все еще немного, но тенденция к росту очевидна. Для них участие особенно ценно, ведь в областях меньше образовательных и карьерных возможностей. В Ташкенте активных девушек больше, а в регионах нередко мешают социальные установки — где-то боятся, где-то считают, что технологии не для девушек. Но когда они участвуют в проекте, возвращаются в школы и делятся впечатлениями, это вызывает интерес и доверие. Родители видят, что это безопасно, полезно и перспективно: можно поехать в Ташкент, поучаствовать в эксперименте, получить поддержку и даже финансирование на обучение.

American University of Technology, содействовавший проведению буткемпа, уже предоставляет гранты именно для девушек, осваивающих экологичные и технологические профессии. Подобные возможности будут только расширяться, ведь этот сектор признан стратегически важным, а роль женщин в нем пока невелика.

Количество участниц растет с каждым годом. Конечно, часть девушек со временем отсеивается, что естественно: кому-то становится неинтересно, кто-то выбирает другое направление. Но при этом проект постоянно развивается. Если в первые годы основное внимание уделялось техническим аспектам — правильности сборки и запуска наноспутника, то сейчас акцент сместился на научную миссию. Важно, чтобы девушки понимали, как именно эти технологии могут помочь людям и как применимы в разных отраслях. Сегодня участницы все чаще исследуют экологические темы: анализируют данные с датчиков пыли, сравнивают показатели разных регионов, оценивают загрязнение воздуха. Это, например, актуально для Нукуса, в связи с проблемой Арала. Полученные результаты показывают, что подобные исследования могут быть полезны для других городов.

Тематика научных проектов расширяется параллельно с развитием отраслей. Важно, чтобы девушки видели, как технологии, связанные с космосом, могут влиять на разные сферы жизни — от сельского хозяйства до здравоохранения. Эти технологии уже применяются в мире, и для участниц проекта это возможность понять их масштаб и значимость. Главное — осознать, что космос и технологии не где-то далеко, а рядом. В них можно погрузиться за шесть месяцев активного участия, а при дальнейшем интересе — развиваться глубже, получать образование и строить карьеру в науке и высоких технологиях.

Марина НИКОЛЕНКО.

Фото Алёны БОРИСЕНКО.

Article Author

Марина НИКОЛЕНКО

Марина НИКОЛЕНКО

Конкурс

Tags

  • #образование
  • #Подростки

Share