Инклюзия в действии

Образование всегда и везде Инклюзия в действии
20

Республиканский центр профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностики учащихся при Министерстве дошкольного и школьного образования совместно с Представительством ЮНИСЕФ в Узбекистане провели международную научно-практическую конференцию на тему «Инклюзивное образование и устойчивое развитие».


Конференция направлена на повышение квалификации участников системы инклюзивного образования, включая педагогов общеобразовательных школ и профильных специалистов, а также на совершенствование системы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями на основе передового зарубежного и отечественного опыта, улучшения качества образовательных услуг.

В мероприятии приняли участие специалисты Республиканского центра профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностики учащихся, представители международных организаций, в том числе Представительства ЮНИСЕФ в Узбекистане, сотрудники Республиканского научно-методического центра развития образования, Центра педагогического мастерства и международной оценки, Университета «Ориентал», а также в онлайн формате — педагоги, психологи, методисты и другие специалисты, работающие в сфере инклюзивного образования.

Основными целями конференции стало повышение качества образовательных услуг для детей с особыми образовательными потребностями, разработка научно-практических предложений по совершенствованию инклюзивного образования, устранению существующих проблем, изучению зарубежного опыта и внедрению эффективных практик в национальную систему.

Участники обсуждали вопросы формирования и развития системы инклюзивного образования в нашей стране, ее структуру, содержание деятельности, формы и методы работы, механизмы педагогической и психологической поддержки, обеспечения квалифицированными кадрами, оперативного обмена электронными данными, развитие научных исследований, методического обеспечения, а также перспективные направление развития.

Как было отмечено, работа по внедрению инклюзивного образования заключается не в том, чтобы все дети получали образование в одной школе, а в том, чтобы сделать школу, учебный процесс доступным для всех, безопасным и качественным пространством. Такой подход дает каждому ребенку равные и справедливые шансы получить образование, приобрести необходимые навыки и добиться в будущем успеха.

О стратегии развития инклюзивного образования в Узбекистане в сотрудничестве с Детским фондом ООН рассказал руководитель отдела образования ЮНИСЕФ Альберто Бьянколи. Он отметил, что любой ребенок требует индивидуального подхода, у всех есть свои особенности, сильные и слабые стороны. Например, проблемы с чтением или грамотностью могут быть вызваны дислексией или дисграфией, которые являются особенностями развития, но не признаны заболеванием. Тем не менее дети с такими нарушениями также нуждаются в отдельном внимании. Каждый ребенок может испытывать трудности в процессе обучения. Если ему предоставить правильные инструменты, среду, поддержку, он может совершенствоваться на своем пути. Как отметил докладчик, дети с ограниченными возможностями должны учиться, а не просто посещать школу. Для этого требуется введение определенных мер, например, стандартов по организации доступной среды. Необязательно иметь отдельную программу для детей с ограниченными возможностями, она должна подходить для учащихся с разными потребностями. Важность и суть инклюзивного образования нужно донести до всех, особенно до работников учебных организаций.

В целях популяризации инклюзивности в обществе, формирования позитивного отношения к ней ЮНИСЕФ планирует провести выставку творческих работ детей от 7 до 13 лет и фотографов от 18 и старше «Моя школа — для каждого ребенка».

«Конференция организована для того, чтобы в Узбекистане еще активнее развивались образование и поддержка наших детей. Если дети здоровы и получают качественное образование, тогда процветает и страна. Поэтому мы считаем нашу республику одной из развивающихся в этом направлении стран.

У нас уже пятый год реализуется эксперимент по внедрению инклюзивного образования. В первый год мы охватили 31 школу, где обучались дети с разными диагнозами — всего 87 детей. На сегодняшний день уже более тысячи школ и свыше четырех тысяч детей охвачены экспериментом. Это значительное число, но, на наш взгляд, нужно еще больше работать над пропагандой инклюзивного образования, потому что пока не только родители, но даже учителя не имеют полного понимания о том, что такое инклюзивный подход. Возникает отторжение, недоумение. Они думают: «Как можно обучать ребенка с ОВЗ вместе со здоровыми детьми?» А мы должны объяснять, что среди этих детей есть такие, которые могут обучаться наравне и даже превосходить сверстников. У них часто много скрытых талантов. Есть дети, которые внешне не проявляют свои способности, но если с ними правильно работать, они могут раскрыть удивительные таланты. Вспомним мировую историю: например, композитора Бетховена, у которого были проблемы со слухом, но он создавал гениальную музыку.

Чтобы лучше понимать потенциал таких людей, мы обращаем внимание и на международный опыт. Выезжаем на стажировки, изучаем опыт других стран, знакомимся с их достижениями и, учитывая наш менталитет и наши возможности, постепенно совершенствуем собственную систему», — поделилась методист Республиканского центра профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностики учащихся Шоиста Ахмедова.

«Инклюзивное образование — это создание пространства или

среды без преград. Мы должны предоставить возможности и доступ к качественным ресурсам, учебно-техническим материалам всем участникам образовательного процесса — ученикам, учителям и родителям. Наш центр развития образования разработал портал, который состоит почти из 20 платформ и обеспечивает интеграцию всех существующих образовательных сервисов.

В сфере образования существует множество платформ, которые собирают информацию о профессиональном развитии учителей и об академических данных детей. Наш портал интегрирует все входы в образовательную систему. Особое внимание мы уделили платформе инклюзивного образования. На ней собраны нормативные акты, чтобы руководители школ, внедряющих инклюзию, имели свободный доступ к нормативной базе, так как она очень обширная. Не все могут быстро найти нужные документы по критериям, у кого-то не хватает времени или возможности их отсортировать. Здесь мы и приходим на помощь.

В портале есть разделы: нормативные документы, ресурсы для родителей, педагогов, методистов, психологов и, конечно, для детей. Там собраны лучшие практики — методики и учебники, которые позволяют использовать разные подходы. Сурдопедагоги также работали над учебными материалами, и мы добавили элементы сурдопедагогики, видеоресурсы и другие возможности.

Самое главное — мы создаем экосистему с полностью открытым и бесплатным доступом. Такие возможности дают далеко не все платформы. Часто ресурсы министерств или других организаций требуют регистрации или ограничены, и не все могут узнать о них или получить доступ. Наш портал не требует регистрации: любой может зайти и найти нужную информацию или материалы.

Также на портале размещена платформа для психологической поддержки участников образовательного процесса. В инклюзивном образовании психологическое благополучие важно для всех: и детей, и родителей, и педагогов. Родители часто переживают, отдавая в школу ребенка с особыми образовательными потребностями: не будут ли над ним смеяться, не будет ли давления со стороны сверстников. Поэтому мы предоставляем более

40 ресурсов, чтобы психологи могли работать с детьми, педагогами и родителями. Это инструменты психокоррекции, психодиагностики, профилактики и профориентации.

Есть и материалы, которые помогают определить направления развития ребенка: насколько он креативен, какие стороны стоит укреплять и так далее. Мы также включили нейрогимнастику, которая способствует развитию интеллекта.

Недавно создали платформу STEM-образования. Вдохновением стало мериприятие, которое мы провели 8 ноября — во Всемирный день STEАM-образования. Наш центр организовал с партнерами фестиваль. Около 20 организаций представили свои ресурсы для выставки. В ней участвовала девочка из школы «Меҳрли мактаб» — Ясмина. Ее картины были потрясающими, и она заняла первое место в направлении «Арт». Понимаете, ребенок с особыми потребностями — и такая талантливая! Это тронуло всех. Мы испытали огромную гордость за нее и за нашу страну. Ее работы вошли в сборник ЮНЕСКО, и на международной конференции в Казахстане их также представили.

Поэтому мы и создали платформу STEАM-образования: каждый ребенок — это целый мир, в каждом есть талант. Его нужно увидеть, поддержать и развивать. Инклюзивное образование — это возможность для нас показать, насколько мы добрые, внимательные и поддерживающие друг друга люди. В современном, стремительном мире, где цифровизация растет, а искусственный интеллект входит в каждую сферу жизни, особенно важно сохранять душевное тепло, развивать эмоциональный интеллект и гибкое мышление. STEAM-образование как раз помогает раскрывать таланты и определять индивидуальные образовательные маршруты, чтобы формировать всесторонне развитую личность.

Эта инклюзивная конференция собрала специалистов из разных сфер, и я уверена, что она внесет значительный вклад в развитие инклюзивного образования. Нам нужно быть вместе, поддерживать друг друга и развиваться так, чтобы наши дети и мы сами жили благополучно», — подчеркнула начальник управления Республиканского научно-методического центра развития образования Мехринисо Пардаева.

По итогам конференции разработаны предложения и рекомендации, основанные на практическом опыте и научных выводах, направленные на дальнейшее развитие инклюзивного образования, повышение качества обучения, укрепление учебно-методической базы, повышение профессиональной компетентности специалистов, а также создание равной и благоприятной образовательной среды для всех детей.

Марина ЧИЛАШВИЛИ.

Article Author

Марина ЧИЛАШВИЛИ

Марина ЧИЛАШВИЛИ

Образование всегда и везде

Tags

  • #образование

Share