Коммуникативная компетенция: ключ к изучению русского языка как неродного

Педагогические размышления Коммуникативная компетенция: ключ к изучению русского языка как неродного
69

На сегодняшний день главная цель учителя русского языка как неродного — научить учащихся использовать русский язык для реальной коммуникации. Это включает не только знание грамматики и лексики, но и умение эффективно общаться в различных жизненных ситуациях, понимать культурные нюансы и адекватно реагировать.


Методика преподавания РКИ учитывает специфические сложности изучения русского языка для иноязычных учащихся. Например, система падежей, виды глаголов, особенности произношения и т.д.

На чем же сосредоточить внимание в преподавании РКИ? Ответ на вопрос прост: на том, как язык функционирует в реальной жизни, какие речевые функции он выполняет (например, как попросить, выразить согласие/несогласие, описать, объяснить).

В последнее время в педагогике особенно востребована модель 4К — концепция, направленная на развитие у учащихся четырех ключевых навыков: креативности, критического мышления, коммуникации и кооперации. Эти навыки считаются важными для успешной деятельности в современном мире, как в обучении, так и в профессиональной сфере.

 

Актуальность навыков модели 4К

Современный мир требует от людей не только знаний и умений, но и способностей применять их в различных ситуациях, адаптироваться к новым условиям, решать сложные задачи, взаимодействовать с другими людьми. Навыки 4К позволяют учащимся быть более успешными в учебе, а также в будущей профессиональной деятельности.

Важнейшие подходы в преподавании РКИ — коммуникация, интенсивные методы, современные информационно-коммуникационные технологии.

Психологические и лингвистические особенности восприятия русского языка иноязычными учащимися обусловлены его особенностями. Фонетические — сложности с произношением некоторых звуков (например, «ы», твердые и мягкие согласные, начальный Е), ударением. Грамматические особенности — система падежей: вместо привычных аффиксов употребляются предлоги, виды глагола. Такой категории нет в узбекском языке, вид выражается с помощью специальных наречий, наклонений и времен, спряжение, согласование. Лексические особенности: большое количество синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов. Психологические барьеры: боязнь сделать ошибку, немотивированность, культурный шок.

Поскольку мы рассматриваем язык как науку, то система преподавания русского языка как иностранного следует нескольким основным правилам.

Прежде всего, нужно научить общаться на русском. Это значит, что все занятия должны быть направлены на то, чтобы учащиеся могли говорить, понимать на слух, читать и писать. Это сложно, поскольку дети говорят по-русски лишь на уроке, а все остальное время — на переменах, дома и на улице — в основном на родном языке.

Важно понимать, что язык — это единая система. Все его части, будь то звуки, слова или правила, связаны между собой. Учить их лучше всего вместе, а не по отдельности.

Материал всегда подают от простого к сложному. Это значит, что сначала изучаются самые легкие основы, а затем постепенно переходят к более трудным. Так ученикам проще усваивать новое.

Также значимо использование наглядных пособий: картинки, видео-, аудиозаписи — все, что помогает лучше увидеть и услышать изучаемый материал. Ребята должны понимать, как работают правила, а не просто заучивать их. Важно, чтобы они осознанно применяли грамматику и понимали, почему слова употребляются именно так.

Нужно добиваться, чтобы знания закреплялись надолго. Это значит, что материал нужно повторять и практиковать, чтобы он не забывался и ученики могли им уверенно пользоваться.

Таким образом, основными принципами обучения РКИ являются: коммуникативная направленность, системность, доступность и посильность, наглядность, сознательность, прочность. Акцент смещается на интерактивность, ролевые игры, дискуссии и т.п.

 

Коммуникативная компетенция и взаимосвязанные компоненты

Во-первых, лингвистическая (языковая) компетенция. Это сочетание фонетических, лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных навыков. Задача учителя — поставить правильно произношение звуков, ударения, интонацию (она отличается от родной), добиться от учащихся обогащения словарного запаса, знания фразеологизмов, устойчивых сочетаний. Учащиеся должны понять и, как следствие, овладеть системой словоизменения, словообразования, синтаксических конструкций, ну, и самое сложное, правильно писать слова и расставлять знаки препинания.

Во-вторых, речевая компетенция подразумевает умение использовать языковые средства для реализации различных видов речевой деятельности: говорения, аудирования, чтения и письма. Учащиеся учатся вести диалог (задавать вопросы, отвечать, поддерживать беседу), строить монологические высказывания (описывать картину, рассказывать об увиденном, рассуждать

на проблемные темы).

Аудирование включает умение понимать русскую речь на слух, например, диалоги, монологи, объявления, новостные сообщения.

Чтение развивает способность понимать письменные тексты различного характера: учащиеся должны уяснить суть прочитанного объявления, художественных и публицистических текстов, которые в письменной форме рассматривает письмо: от коротких записок или СМС до личных писем, эссе на экзамене, деловых документов.

Преподаватель старается построить уроки так, чтобы они были интересны, соответствовали целям и помогали решать поставленные задачи. Это делает обучение более приятным и эффективным.

Вместо скучных текстов из учебников нужно работать с реальными статьями из новостей, смотреть фильмы, читать настоящие объявления, слушать песни и диалоги, как их ведут носители языка. Это помогает слышать и понимать «живой» русский язык. Дети изучают слова и правила не просто так, а в конкретных ситуациях. Например, как заказать еду в кафе, спросить дорогу или при знакомстве. Это помогает лучше понять, когда и как использовать то, что учили.

Мы не учим отдельно говорить, отдельно слушать, отдельно читать и писать. В реальной жизни эти навыки используются вместе, поэтому и на уроках мы будем развивать их в связке. Например, после прочтения текста вы можете его обсудить, а потом написать по нему свое мнение.

В-третьих, знание и понимание русских традиций, обычаев, норм поведения, ценностей, праздников, географии, истории, искусства, способность адекватно реагировать на различные ситуации общения с учетом культурных особенностей русскоговорящих собеседников — это все умения социокультурной компетенции. Она актуальна в наше время, помогает избежать культурного шока и недопонимания: многие выпускники выезжают на учебу в Российскую Федерацию, их родители — в трудовую миграцию и т.п.

В-четвертых, каждый изучающий РКИ должен научиться четко выбирать адекватные языковые средства в зависимости от ситуации общения, понимать, в какой обстановке — формальной или неформальной, официальной или неофициальной — предстоит строить свое высказывание, знать его цель и адресата. Например, на уроке проговаривать ситуации, когда нужно вежливо попросить указать путь в музей, причем сделать это как с ровесником, так и в престарелым прохожим, убедить девушку в метро сесть на свое место, извиниться или выразить благодарность и т.д.

Ученики изучают русский язык не как набор отдельных слов и правил, а в конкретных жизненных ситуациях. Например, когда учат слова, связанные с едой, это происходит в контексте кафе или магазина. Или когда осваивают времена глаголов, это делается через обсуждение планов на выходные или рассказ о прошлом. Такой подход помогает сразу понять, как и где использовать то, что учили, а не просто зазубривать. То есть, акцент делается не столько на том, как грамматически правильно построить предложение, сколько на том, как эффективно выполнить определенную задачу.

А чтобы обучение было интересным и эффективным, задания должны быть новыми и немного сложными. Это означает, что на уроках будут задачи, которые заставят подумать и найти решение, активно используя русский язык. Это не простое повторение материала, а небольшие «головоломки», которые поддерживают интерес, помогают лучше запоминать и развивают креативное мышление. Придется искать нужные слова и строить фразы, чтобы справиться с заданием. В самом начале изучения языка уместны полезные «шпаргалки»: готовые речевые обороты, типовые фразы — шаблоны или примеры диалогов.

Все это рассматривает прагматическая, она же коммуникативная, компетенция.

Но нередки случаи, когда учащемуся не хватает языковых средств, чтобы выйти из затруднительного положения. Тогда на помощь приходят жесты, перифраз, синонимы или переспрашивания. К примеру, ученик забыл, в каком городе происходит действие романа «Преступление и наказание». Тогда он вспоминает Петра I, петербургскую Неву и произносит: «Город на Неве» или «город Петра». В этом суть компенсаторной компетенции.

Содержание обучения русскому языку как иностранному — это совокупность знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению для достижения поставленных целей. Оно структурируется по уровням владения языком: общепринятая система — А1, А2, В1, В2, С1, С2, соответствующая ТОРФЛ — тестам по русскому языку как иностранному от университетов РУДН, имени Герцена и других, Национальный сертификат — С, С+, В, В+, А, А+.

 

От теории — к практике

Рассмотрим типы заданий при обучении РКИ.

Любимым учащимися методом, несомненно, считаются ролевые игры и симуляции. На уроке учитель создает реальные или воображаемые ситуации, где учащиеся исполняют определенные роли, например, «В магазине», «У врача», «Интервью» или «Псевдонимы». Учащимся предлагается взять на себя новые имена и роли, что помогает им «выступить» из повседневной жизни, снять самокритику и легче погрузиться в языковую среду. Или «Концерты» (сеансы прослушивания) — основной этап урока, когда новый материал (диалоги, тексты) многократно прослушивается учащимися под музыку с определенными интонациями преподавателя.

Другим действенным инструментом можно считать задания на решение проблем. Учащиеся в группах обсуждают проблему и приходят к общему решению, используя русский язык, например, «Как организовать День наставника?», «Что делать в чрезвычайной ситуации?».

Дискуссии и дебаты — достаточно сложный, но не менее эффективный способ организации учебного занятия. Обсуждение актуальных или спорных тем, выражение мнения, аргументация тоже реализация коммуникативного подхода в обучении РКИ.

Сегодня абсолютно все и повсюду используют компьютерные технологии. Урок русского языка не исключение. Современные школы, пусть и не все, но все-таки оснащены интерактивными досками, мультимедийными программами, дающими доступ к онлайн-ресурсам, лингвистическим тренажерам (например, приложения для отработки лексики — Duolingo, Memrise, Quizlet, электронные словари и переводчики, онлайн-ресурсы и веб-сайты и т.д.). Кроме того, актуальным является использование социальных сетей и платформ для языкового обмена.

Но при всех заманчивых перспективах использования ИКТ нужно признать имеющиеся ограничения и вызовы в их использовании: необходимость технического обеспечения, цифровая грамотность — не все учащиеся умеют работать на компьютере или вовсе не имеют его под рукой, риск отвлечения — возможность войти на игровые странички. Проблема контроля — учитель не может весь урок следить за 30–40 учащимися, и самое главное, никакие ИКТ не заменят живого общения.

 

Фрагмент урока на развитие говорения

Тема урока: «Планируем путешествие по России».

Цель: развитие диалогической речи, умения задавать вопросы и давать советы о поездках, использовать лексику по теме «Путешествия», а также падежные конструкции с предлогами направления и места.

Тип задания: парная ролевая игра с использованием инфо-пробелов.

Описание. Учащиеся работают в парах. Ученик А — «турист», желающий поехать в Россию задает вопросы о городах, транспорте, достопримечательностях. Ученик Б — «менеджер турфирмы», у которого есть информация о нескольких городах (карточки с описанием городов Санкт-Петербург, Сочи, Казань).

Задача: составить план путешествия, задавая вопросы и предлагая варианты.

Материалы: карточки с описанием городов для учащегося Б, карта России.

Фразы-опоры: «Куда бы Вы хотели поехать? Что можно посмотреть в …? Как лучше добраться до ...? Я советую Вам посетить ...».

Ожидаемый результат: учащиеся составляют план путешествия, каждый использует не менее 5–7 реплик, корректно употребляет лексику по теме и падежные конструкции.

 

Фрагмент урока на отработку грамматики

Тема: «Какой вид выбрать?».

Цель: практическое закрепление употребления глаголов совершенного и несовершенного видов в контексте реальных ситуаций.

Тип задания: индивидуальная работа с интерактивными упражнениями + групповое обсуждение.

Описание. Учащимся предлагается ссылка на онлайн-платформу (например, Quizlet) с интерактивными упражнениями.

Задание 1: выбрать правильный вид глагола в предложениях (например, «Я уже (читал/прочитал) эту книгу»).

Задание 2: составить короткие диалоги, используя пары глаголов разных видов (например, звонить/позвонить, читать/прочитать).

После выполнения индивидуальных заданий в группах обсуждают самые сложные случаи и примеры из жизни.

Материалы: компьютеры/планшеты с доступом в интернет, интерактивная доска для обсуждения.

Ожидаемый результат: учащиеся демонстрируют понимание разницы в употреблении видов глагола в большинстве предложенных ситуаций и могут объяснить свой выбор.

 

Фрагмент урока на развитие аудирования

Тема: «Узнай настроение».

Цель: развитие навыков аудирования на начальном этапе, узнавание интонационных конструкций русского языка и эмоциональной окраски речи.

Тип задания: прослушивание аудиофрагментов.

Описание. Учитель (с хорошей дикцией и артистизмом) произносит простые фразы на русском языке («Доброе утро», «Как дела?», «Спасибо», «Пожалуйста») с разной интонацией (утвердительная, вопросительная, восклицательная, интонация радости, удивления, грусти). Учащиеся слушают с закрытыми глазами (для снятия напряжения, под фоновую музыку) и поднимают карточку с эмоцией или называют ее. Затем повторяют фразы за преподавателем, копируя интонацию.

Материалы: карточки с пиктограммами эмоций (улыбка, вопрос, грусть), спокойная музыка.

Ожидаемый результат: учащиеся идентифицируют различные интонации и могут воспроизвести их, демонстрируя понимание эмоционального  подтекста.

Рассмотрев эти фрагменты, можно резюмировать, что только путем ежедневного и систематического освоения грамматических норм можно достичь определенных результатов, а приведенные приемы — верные помощники учителю. Так, ролевая игра способствует коммуникативной цели, а использование интерактивных упражнений индивидуализирует обучение. Задание «Планируем путешествие» развивает диалогическую речь, активизирует лексику по теме «Путешествия» и закрепляет употребление предложно-падежных конструкций места и направления, формируя тем самым коммуникативную и лингвистическую компетенции. Использование инфо-пробелов делает общение реальным и мотивированным, поскольку детям действительно нужно обменяться информацией.

Трудности будут, и причина тому — ограниченный словарный запас учащихся. Поможет предварительное изучение ключевой лексики, предоставление словаря-подсказки. Но факт, что ситуации взяты из жизни, они знакомы учащимся, — залог успешности задачи урока.


Елена ЩЕРБАТОВА,

учитель общеобразовательной школы № 9 города Чирчика.

Ташкентская область.

Article Author

Елена ЩЕРБАТОВА

Елена ЩЕРБАТОВА

Педагогические размышления

Tags

  • #образование
  • #Газета

Share