Право учиться по-новому
Весной 2023 года Узбекистан не просто обновил Основной закон — страна заново сформулировала свое отношение к человеку, его труду и будущему. Прошло 33 года с момента принятия Конституции независимого Узбекистана, и новая реформа стала самым глубоким переосмыслением ее ценностных ориентиров. В обновленной Конституции, основанной на принципе «человек – общество – государство», закреплено, что высшей ценностью являются права и достоинство личности. Недаром глава государства подчеркивает, что наука, образование и воспитание — «краеугольный камень развития», а в Новом Узбекистане «самая важная сфера — образование».
Одним из самых ощутимых изменений стало то, что образование из привычной социальной сферы превратилось в стратегический приоритет: Конституция закрепила право каждого учиться и развиваться, от детского сада до магистратуры. Сегодня, когда в школах и вузах уже идут перемены, важно понять, что именно стоит за этой новой формулой: право учиться по-новому закреплено в Основном законе, а значит, за ним должны стоять реальные реформы, новые возможности и конкретные шаги, которые уже меняют повседневную жизнь учащихся и студентов, учителей и преподавателей.
30 апреля 2023 года граждане Узбекистана поддержали на референдуме новую редакцию Конституции. В информационной повестке тех дней на первый план вышли прежде всего политические новшества: закрепление статуса «социального государства», перераспределение полномочий между ветвями власти, дополнительное усиление гарантий прав и свобод человека. Не менее значимые изменения произошли и в сфере образования. Именно школы, лицеи, колледжи и вузы можно считать первыми адресатами обновленного Основного закона.
Сегодня, когда реформы активно наполняют нашу повседневную жизнь, возникает вопрос: что именно изменила новая Конституция для системы образования и что успели сделать за этот короткий, но очень интенсивный период?
В прежней Конституции право на образование умещалось в короткую формулу статьи 41: «Каждый имеет право на образование, государство гарантирует бесплатное общее (среднее) образование, школа находится под контролем государства». Сегодня этот базовый принцип сохраняется, но стал более развернутым и адресным.
Если раньше право на образование звучало как общая декларация, то теперь Конституция подчеркивает именно непрерывность обучения — от дошкольных учреждений до магистратуры, с более четкими гарантиями для каждого уровня, то есть новая редакция Основного закона пошла гораздо дальше прежних формулировок.
Целый блок статей 50–52 новой редакции Конституции посвящен образованию и существенно расширяет образовательные права граждан. Статья 50 закрепляет право каждого на образование и возлагает на государство обязанность обеспечивать развитие непрерывной системы обучения — от дошкольного звена до высшего и послевузовского как в государственных, так и в негосударственных организациях. В статье прямо указано, что государство должно создавать условия для развития дошкольного образования и воспитания. Иначе говоря, детский сад превращается в важное звено единого образовательного пути ребенка, а не является дополнительной опцией. Такой подход подчеркивает, что качественное образование начинается с раннего детства и только системное развитие всех уровней образования может обеспечить успешное будущее страны. Статья также закрепляет бесплатность общего среднего и начального профессионального образования и делает общее среднее образование обязательным. На практике эти нормы реализуются через одиннадцатилетнюю модель школьного образования, которая обеспечивает полный цикл обучения и теперь защищена на уровне Конституции.
На первый взгляд может показаться, что здесь нет принципиальной новизны: школа в Узбекистане и раньше была бесплатной. Однако разница в том, что теперь минимальный образовательный стандарт — бесплатное и обязательное одиннадцатилетнее обучение плюс доступ к начальному профессиональному образованию — закреплен в Основном законе страны. Это серьезно повышает уровень гарантии, ограничивает возможность «экономить» за счет сокращения срока или объема школьного образования и задает жесткую рамку для любой реформы: ядро бесплатного образования должно быть сохранено для всех детей, независимо от места проживания и доходов семьи. И уже идет обсуждение перехода на двенадцатилетнюю систему общего образования. Цель — еще выше поднять планку качества и приблизить систему к международным стандартам. Такой переход станет следующей ступенью реализации конституционного требования об обязательном общем среднем образовании, обеспечивая более глубокую подготовку учащихся и формирование их конкурентоспособности в будущем. Это показывает, что государство не останавливается на достигнутом, а планомерно развивает систему образования, делая ее соответствующей современным требованиям общества и рынка труда. И от того, насколько последовательно будут выполняться не только программы и указания, но и дух этих конституционных норм, зависит, каким будет Узбекистан через одно-два поколения: страной «быстрого роста», но с разрывами в доступе к знаниям или страной, где образование действительно становится общенациональной ценностью и главным ресурсом развития. И в этом смысле Конституция и образование сегодня — два главных текста про наше будущее: один написан на бумаге, другой каждый день пишут педагоги, студенты, школьники и родители.
После принятия обновленной Конституции в системе образования началось масштабное совершенствование нормативной базы. Закон «Об образовании» 2020 года, закрепивший единую и непрерывную систему обучения, был пересмотрен и приведен в соответствие с новыми конституционными требованиями. Но лучше всего масштаб перемен виден не в формулировках документов, а в конкретных фактах.
Чтобы принятые нормы не остались красивыми фразами, уже 8 мая 2023 года был издан Указ Президента «О неотложных мерах по реализации Конституции Республики Узбекистан в новой редакции». Этим документом утверждена обширная программа мероприятий, а соответствующим органам поручено привести десятки законов и подзаконных актов в соответствие с обновленным Основным законом. В сфере образования эти решения быстро превратились в практические шаги. Еще до вступления новой Конституции в силу, 7 февраля 2023 года была принята Национальная программа по правовому просвещению. Параллельно новые статьи о свободе науки и самоуправлении вузов придали импульс реформам в высшем образовании: продолжается реализация стратегии до 2030 года, расширяется сеть университетов, усиливается связка «вуз – наука – производство».
Сегодня уже можно уверенно говорить, что конституционные ориентиры действительно воплощаются «на земле». За последние годы охват дошкольным образованием вырос с 27 до 72 процентов — это не просто статистика, а результат масштабного строительства детских садов и центров раннего развития по всей стране. Такой рост показывает, что акцент на развитие раннего образования опирается на реальные процессы, а не остается декларацией. Развитие дошкольного звена создает прочную основу для успешного обучения в школе, формирует социальные навыки ребенка, его готовность к новым знаниям и умение работать в коллективе.
Модель бесплатного и обязательного школьного образования действует по всей стране и поддерживается на конституционном уровне, что усиливает гарантии равного доступа к качественному образованию для всех детей без исключения. При этом изменения почувствовали и учителя: их зарплаты за несколько лет выросли примерно в четыре раза. Это уже не разовая мера, а выполнение новой конституционной нормы о повышенной защите педагогического труда. Рост заработной платы напрямую влияет на мотивацию и профессиональное самочувствие педагогов, повышает качество преподавания и уровень подготовки учащихся, создавая долгосрочный эффект на всю образовательную систему. На видеоселекторном совещании 9 сентября Президент подчеркнул: «Мои слова о зарплате учителей в тысячу долларов стали реальностью», что отражает практическое воплощение данных обещаний и стратегический подход государства к социальной защите педагогов. Это подтверждает, что конституционные нормы превращаются в реальные, ощутимые для общества действия.
Не менее впечатляющие изменения происходят и в высшей школе. Число вузов увеличилось до более чем 200, а охват высшим образованием вырос с 9 до 42 процентов — почти в пять раз. Параллельно развивается сеть PhD-программ и степень Doctor of Science, расширяется интеграция «университет – наука – производство», в том числе через внедрение дуальной формы обучения, когда студенты одновременно осваивают теорию в вузе и получают практический опыт на предприятиях в организациях (постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по организации дуального образования в системе высшего образования» от 16 января 2025 года). Это позволяет не только готовить высококвалифицированные кадры, но и развивать научный потенциал страны, стимулировать инновации и внедрять передовые технологии в экономику.
Если в высшей школе государство формирует интеллектуальный потенциал страны, то в дошкольных и школьных учреждениях ключевой задачей остается доступность образования для каждого ребенка, в том числе с особыми потребностями. В Основном законе отдельно выделено, что для детей с особыми образовательными потребностями в учебных заведениях должны быть обеспечены инклюзивное обучение и воспитание (ст. 57), что переводит заботу об этих детях из сферы общих деклараций в сферу юридически обязательных требований к практике школ и дошкольных учреждений. Тем самым забота о таких детях выводится из сферы общих обещаний в плоскость юридически обязательных требований к школе и детскому саду. По сравнению с прежней Конституцией, где эти подходы не были четко прописаны, новая редакция демонстрирует более высокий стандарт ответственности государства за инклюзивное образование.
Развитие образования охватывает все уровни: от заботы о каждом ребенке в школе до создания условий для свободной мысли и научных исследований в университетах. Впервые на конституционном уровне закреплены академическая свобода, самоуправление вузов, свобода научных исследований и преподавания — разумеется, в рамках закона. Тем самым укрепляется особый статус университета как пространства свободной мысли (ст. 51). Сегодня академическая и финансовая свобода предоставлена порядка 40 вузам, это позволяет высшим учебным заведениям решать такие вопросы как утверждение учебных планов и программ, квалификационных требований, установление сроков продолжительности и стоимости обучения, внедрение дистанционной и вечерней форм обучения, открытие новых и упразднение действующих направлений образования и специальностей. Эти меры позволили сократить государственное управление.
Все эти изменения наглядно показывают: обновленные конституционные нормы уже превращаются в реальные действия. Образование перестало быть просто социальной услугой — оно стало стратегическим приоритетом Нового Узбекистана, фундаментом будущей экономической безопасности, конкурентоспособности и устойчивого развития общества. Сегодня это уже не мечты, а работающая система. Она закладывает прочный фундамент для успешного будущего страны и всего региона, формируя интеллектуальный, социальный и экономический капитал на десятилетия вперед. Но самое важное — обновленный Основной закон Узбекистана изменил не только юридический текст, но и масштаб ожиданий общества от системы образования.
Таким образом, Конституция в новой редакции не только задает высокие стандарты, но и честно признает масштаб задач: обеспечить равенство стартовых возможностей, не допустить нового образовательного неравенства в условиях цифровизации, превратить школу и университет в пространство развития личности, а не только передачи знаний. От того, насколько эти вызовы будут учтены в реальной образовательной политике, зависит, станет ли конституционное право на образование главным инструментом развития Нового Узбекистана.
Мавлюда АБДУЛЛАЕВА,
профессор Университета общественной безопасности Республики Узбекистан.
Today
Инклюзия в действии
Право учиться по-новому
Уроки китайского опыта
Сказка, что живет рядом
WEATHER
0 C
Tashkent
Currency Rates
Central Bank