Право учиться по-новому

Высшее образование Право учиться по-новому
35

Весной 2023 года Узбекистан не просто обновил Основной закон — страна заново сформулировала свое отношение к человеку, его труду и будущему. Прошло 33 года с момента принятия Конституции независимого Узбекистана, и новая реформа стала самым глубоким переосмыслением ее ценностных ориентиров. В обновленной Конституции, основанной на принципе «человек – общество – государство», закреплено, что высшей ценностью являются права и достоинство личности. Недаром глава государства подчеркивает, что наука, образование и воспитание — «краеугольный камень развития», а в Новом Узбекистане «самая важная сфера — образование».


Одним из самых ощутимых изменений стало то, что образование из привычной социальной сферы превратилось в стратегический приоритет: Конституция закрепила право каждого учиться и развиваться, от детского сада до магистратуры. Сегодня, когда в школах и вузах уже идут перемены, важно понять, что именно стоит за этой новой формулой: право учиться по-новому закреплено в Основном законе, а значит, за ним должны стоять реальные реформы, новые возможности и конкретные шаги, которые уже меняют повседневную жизнь учащихся и студентов, учителей и преподавателей.

30 апреля 2023 года граждане Узбекистана поддержали на референдуме новую редакцию Конституции. В информационной повестке тех дней на первый план вышли прежде всего политические новшества: закрепление статуса «социального государства», перераспределение полномочий между ветвями власти, дополнительное усиление гарантий прав и свобод человека. Не менее значимые изменения произошли и в сфере образования. Именно школы, лицеи, колледжи и вузы можно считать первыми адресатами обновленного Основного закона.

Сегодня, когда реформы активно наполняют нашу повседневную жизнь, возникает вопрос: что именно изменила новая Конституция для системы образования и что успели сделать за этот короткий, но очень интенсивный период?

В прежней Конституции право на образование умещалось в короткую формулу статьи 41: «Каждый имеет право на образование, государство гарантирует бесплатное общее (среднее) образование, школа находится под контролем государства». Сегодня этот базовый принцип сохраняется, но стал более развернутым и адресным.

Если раньше право на образование звучало как общая декларация, то теперь Конституция подчеркивает именно непрерывность обучения — от дошкольных учреждений до магистратуры, с более четкими гарантиями для каждого уровня, то есть новая редакция Основного закона пошла гораздо дальше прежних формулировок.

Целый блок статей 50–52 новой редакции Конституции посвящен образованию и существенно расширяет образовательные права граждан. Статья 50 закрепляет право каждого на образование и возлагает на государство обязанность обеспечивать развитие непрерывной системы обучения — от дошкольного звена до высшего и послевузовского как в государственных, так и в негосударственных организациях. В статье прямо указано, что государство должно создавать условия для развития дошкольного образования и воспитания. Иначе говоря, детский сад превращается в важное звено единого образовательного пути ребенка, а не является дополнительной опцией. Такой подход подчеркивает, что качественное образование начинается с раннего детства и только системное развитие всех уровней образования может обеспечить успешное будущее страны. Статья также закрепляет бесплатность общего среднего и начального профессионального образования и делает общее среднее образование обязательным. На практике эти нормы реализуются через одиннадцатилетнюю модель школьного образования, которая обеспечивает полный цикл обучения и теперь защищена на уровне Конституции.

На первый взгляд может показаться, что здесь нет принципиальной новизны: школа в Узбекистане и раньше была бесплатной. Однако разница в том, что теперь минимальный образовательный стандарт — бесплатное и обязательное одиннадцатилетнее обучение плюс доступ к начальному профессиональному образованию — закреплен в Основном законе страны. Это серьезно повышает уровень гарантии, ограничивает возможность «экономить» за счет сокращения срока или объема школьного образования и задает жесткую рамку для любой реформы: ядро бесплатного образования должно быть сохранено для всех детей, независимо от места проживания и доходов семьи. И уже идет обсуждение перехода на двенадцатилетнюю систему общего образования. Цель — еще выше поднять планку качества и приблизить систему к международным стандартам. Такой переход станет следующей ступенью реализации конституционного требования об обязательном общем среднем образовании, обеспечивая более глубокую подготовку учащихся и формирование их конкурентоспособности в будущем. Это показывает, что государство не останавливается на достигнутом, а планомерно развивает систему образования, делая ее соответствующей современным требованиям общества и рынка труда. И от того, насколько последовательно будут выполняться не только программы и указания, но и дух этих конституционных норм, зависит, каким будет Узбекистан через одно-два поколения: страной «быстрого роста», но с разрывами в доступе к знаниям или страной, где образование действительно становится общенациональной ценностью и главным ресурсом развития. И в этом смысле Конституция и образование сегодня — два главных текста про наше будущее: один написан на бумаге, другой каждый день пишут педагоги, студенты, школьники и родители.

После принятия обновленной Конституции в системе образования началось масштабное совершенствование нормативной базы. Закон «Об образовании» 2020 года, закрепивший единую и непрерывную систему обучения, был пересмотрен и приведен в соответствие с новыми конституционными требованиями. Но лучше всего масштаб перемен виден не в формулировках документов, а в конкретных фактах.

Чтобы принятые нормы не остались красивыми фразами, уже 8 мая 2023 года был издан Указ Президента «О неотложных мерах по реализации Конституции Республики Узбекистан в новой редакции». Этим документом утверждена обширная программа мероприятий, а соответствующим органам поручено привести десятки законов и подзаконных актов в соответствие с обновленным Основным законом. В сфере образования эти решения быстро превратились в практические шаги. Еще до вступления новой Конституции в силу, 7 февраля 2023 года была принята Национальная программа по правовому просвещению. Параллельно новые статьи о свободе науки и самоуправлении вузов придали импульс реформам в высшем образовании: продолжается реализация стратегии до 2030 года, расширяется сеть университетов, усиливается связка «вуз – наука – производство».

Сегодня уже можно уверенно говорить, что конституционные ориентиры действительно воплощаются «на земле». За последние годы охват дошкольным образованием вырос с 27 до 72 процентов — это не просто статистика, а результат масштабного строительства детских садов и центров раннего развития по всей стране. Такой рост показывает, что акцент на развитие раннего образования опирается на реальные процессы, а не остается декларацией. Развитие дошкольного звена создает прочную основу для успешного обучения в школе, формирует социальные навыки ребенка, его готовность к новым знаниям и умение работать в коллективе.

Модель бесплатного и обязательного школьного образования действует по всей стране и поддерживается на конституционном уровне, что усиливает гарантии равного доступа к качественному образованию для всех детей без исключения. При этом изменения почувствовали и учителя: их зарплаты за несколько лет выросли примерно в четыре раза. Это уже не разовая мера, а выполнение новой конституционной нормы о повышенной защите педагогического труда. Рост заработной платы напрямую влияет на мотивацию и профессиональное самочувствие педагогов, повышает качество преподавания и уровень подготовки учащихся, создавая долгосрочный эффект на всю образовательную систему. На видеоселекторном совещании 9 сентября Президент подчеркнул: «Мои слова о зарплате учителей в тысячу долларов стали реальностью», что отражает практическое воплощение данных обещаний и стратегический подход государства к социальной защите педагогов. Это подтверждает, что конституционные нормы превращаются в реальные, ощутимые для общества действия.

Не менее впечатляющие изменения происходят и в высшей школе. Число вузов увеличилось до более чем 200, а охват высшим образованием вырос с 9 до 42 процентов — почти в пять раз. Параллельно развивается сеть PhD-программ и степень Doctor of Science, расширяется интеграция «университет – наука – производство», в том числе через внедрение дуальной формы обучения, когда студенты одновременно осваивают теорию в вузе и получают практический опыт на предприятиях в организациях (постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по организации дуального образования в системе высшего образования» от 16 января 2025 года). Это позволяет не только готовить высококвалифицированные кадры, но и развивать научный потенциал страны, стимулировать инновации и внедрять передовые технологии в экономику.

Если в высшей школе государство формирует интеллектуальный потенциал страны, то в дошкольных и школьных учреждениях ключевой задачей остается доступность образования для каждого ребенка, в том числе с особыми потребностями. В Основном законе отдельно выделено, что для детей с особыми образовательными потребностями в учебных заведениях должны быть обеспечены инклюзивное обучение и воспитание (ст. 57), что переводит заботу об этих детях из сферы общих деклараций в сферу юридически обязательных требований к практике школ и дошкольных учреждений. Тем самым забота о таких детях выводится из сферы общих обещаний в плоскость юридически обязательных требований к школе и детскому саду. По сравнению с прежней Конституцией, где эти подходы не были четко прописаны, новая редакция демонстрирует более высокий стандарт ответственности государства за инклюзивное образование.

Развитие образования охватывает все уровни: от заботы о каждом ребенке в школе до создания условий для свободной мысли и научных исследований в университетах. Впервые на конституционном уровне закреплены академическая свобода, самоуправление вузов, свобода научных исследований и преподавания — разумеется, в рамках закона. Тем самым укрепляется особый статус университета как пространства свободной мысли (ст. 51). Сегодня академическая и финансовая свобода предоставлена порядка 40 вузам, это позволяет высшим учебным заведениям решать такие вопросы как утверждение учебных планов и программ, квалификационных требований, установление сроков продолжительности и стоимости обучения, внедрение дистанционной и вечерней форм обучения, открытие новых и упразднение действующих направлений образования и специальностей. Эти меры позволили сократить государственное управление.

Все эти изменения наглядно показывают: обновленные конституционные нормы уже превращаются в реальные действия. Образование перестало быть просто социальной услугой — оно стало стратегическим приоритетом Нового Узбекистана, фундаментом будущей экономической безопасности, конкурентоспособности и устойчивого развития общества. Сегодня это уже не мечты, а работающая система. Она закладывает прочный фундамент для успешного будущего страны и всего региона, формируя интеллектуальный, социальный и экономический капитал на десятилетия вперед. Но самое важное — обновленный Основной закон Узбекистана изменил не только юридический текст, но и масштаб ожиданий общества от системы образования.

Таким образом, Конституция в новой редакции не только задает высокие стандарты, но и честно признает масштаб задач: обеспечить равенство стартовых возможностей, не допустить нового образовательного неравенства в условиях цифровизации, превратить школу и университет в пространство развития личности, а не только передачи знаний. От того, насколько эти вызовы будут учтены в реальной образовательной политике, зависит, станет ли конституционное право на образование главным инструментом развития Нового Узбекистана.

Мавлюда АБДУЛЛАЕВА,

профессор Университета общественной безопасности Республики Узбекистан.

Article Author

Мавлюда АБДУЛЛАЕВА

Мавлюда АБДУЛЛАЕВА

Высшее образование

Tags

  • #образование
  • #Подростки

Share