В преддверии нового учебного года

Пролетели незаметно два летних месяца. Впереди у родителей череда приятных и в то же время немного волнительных хлопот: нужно подготовить своих детей к школе. Не стоит на месте и образовательная сфера — в учебных заведениях завершаются работы капитального ремонта, сдаются в эксплуатацию новые школы и детские сады. Для первоклассников особенно важным событием станет не только момент, когда прозвучит «Первый звонок», но и вручение «Подарка Президента», который по доброй традиции уже подготовлен.
На днях Министерство дошкольного и школьного образования организовало пресс-тур, в рамках которого представители средств массовой информации увидели первые комплекты подарков, приготовленные для учеников общеобразовательной школы № 14 Учтепинского района города Ташкента, а также озвучили информацию о подготовке к новому учебному году и процессе приема детей в 1-й класс. На примере данного учебного заведения было рассказано и о нововведении, участниками которого станут ребята, прошедшие отборочный этап приема в «Школу мужества».
Отмечалось, что в 2025-2026 учебном году обучение начнут около 6,7 миллиона школьников в более 10 170 общеобразовательных учреждениях страны. Также в новом учебном году откроется свыше 30 новых школ.
В этом году за счет социальных и производственных программ и других источников ведутся строительные и ремонтные работы в 379 школах, планируется создать около 112 тысяч новых ученических мест и провести капитальный ремонт школьных зданий, рассчитанных на более чем 73 тысячи учащихся.
В рамках подготовки к новому учебному году планируется прием около 738 тысяч первоклассников. К началу августа зарегистрировано 590 тысяч детей. Прием продолжится до 15 августа.
В настоящее время служба «Образование — снабжение и логистика» при министерстве начала процесс отправки подарков в школы, которые 1 по 10 августа будут доставлены во все регионы республики, а с 10 по 20 августа — непосредственно в школы. Подарки будут торжественно вручены детям после мероприятия «Первый звонок».
В рамках мероприятия начальник Управления дошкольного и школьного образования города Ташкента образования Ирода Юлдашева отметила, что в последние годы проходят масштабные реформы во многих сферах, в том числе и образования, которая находится под пристальным вниманием главы нашего государства. «На сегодняшний день в кластер образования входят не просто школы и детские сады, но и Национальный педагогический университет Узбекистана имени Низами, который перешел в ведомство Министерства дошкольного и школьного образования, благодаря чему получился сильный тандем. По городу Ташкенту в этом учебном году в 326 общеобразовательных школах в первый класс планируется принять свыше 57 тысяч ребят. Отрадно, что «Подарок Президента», который мы сегодня презентуем, мальчики и девочки получат на торжественной церемонии в первый учебный день. В школьном ранце они найдут все нужные учебные принадлежности: 12 тетрадей по 12 листов, одну ручку, два простых карандаша, по одному набору цветных карандашей и акварельных красок (по 12 цветов), цветной бумаги, пластилин, один альбом для рисования, клей, пенал и два ластика. Конечно же, для деток это большая мотивация — получить подарок Президента», — сказала Ирода Салохутдиновна.
С целью своевременного обеспечения каждого первоклассника «Подарок Президента» через электронную платформу adm.maktab.uz был сформирован именной список учащихся по каждой школе (включая частные школы и школы, подведомственные другим министерствам).
Учебные принадлежности сертифицированы государственным предприятием «Узбекский центр научных испытаний и контроля качества», подтверждающим соответствие санитарно-гигиеническим требованиям.
Общеобразовательная школа № 14 Учтепинского района рассчитана на 1 250 ученических мест. В новом учебном году здесь планируется обучение 1 265 школьников. Из 57 учителей, работающих в школе, 80 процентов (то есть 45 педагогов) имеют квалификационную категорию, а 7 преподавателей иностранного языка обладают международными сертификатами.
С нового учебного года здесь начнет работу «Школа мужества» и реализуется проект «Ташкентский опыт», в рамках которого отобранные учащиеся 7–11-х классов будут проходить углубленное обучение по 6 предметам после основных учебных занятий.
Проект «Ташкентский опыт», реализуемый с целью создания дополнительных возможностей для получения качественного образования, с нового учебного года внедряется в 12 школах столицы (по одной в каждом районе). Для подтверждения правильности предпринимаемых действий среди учащихся и их родителей будет проведен опрос, на основе которого в каждой школе с 5 по 11 классы будет отобрано по одному классу, в которые зачисление будет проходить на конкурсной основе. Для учеников будут организованы дополнительные занятия по 10 предметам естественно-научного и прикладного направлений (1–3 часа в неделю сверх госстандарта). В итоге ученики 7–11-х классов будут проходить до 16 дополнительных часов в неделю.
Также для 5 отобранных классов (7–11-х) будут организованы занятия кружков по 10 предметам во второй половине дня (по 2 часа в неделю). Для преподавания будут привлечены высококвалифицированные учителя с высшей категорией, обладатели международных и национальных сертификатов, а также опытные специалисты из вузов и частных образовательных учреждений. Специалисты будут дополнительно стимулироваться хокимиятом города Ташкента.
В рамках проекта для учащихся 5–11-х классов будут организованы предметные кружки и спортивные секции, а для учеников 1–11-х классов — занятия по робототехнике, компьютерной грамотности, ремеслам, а также кружки «Юный программист», «Юный читатель», «Юный художник», школьный театр «Турон».
Для учеников начальных классов будут организованы группы продленного дня, а также внедрена практика закрепления знаний, полученных на уроках, и разъяснения домашних заданий.
Для реализации этих мероприятий за счет местного бюджета будут обустроены новые кабинеты робототехники и виртуальной реальности (VR), обновлены кабинеты технологии, информатики, физики, химии и биологии, а также школьные библиотеки.
В ходе селекторного совещания в мае текущего года глава государства отметил, что нужно повышать качество образования и уровень знаний учащихся, то есть преподавание педагогами должно соответствовать современным стандартам и требованиям. Сегодняшние дети умные и креативные, стремятся к новому, поэтому и учителя должны соответствовать.
Новый проект реализуется по инициативе хокима города Ташкента мы начинаем, который будет реализован в 12 школах, по одной в каждом из 12 районов столицы. Учебные заведения, как и данная школа, выбраны с учетом невысокого потенциала, то есть которые на сегодняшний день немного отстают от других. Таким образом, будет повышаться качество преподавания и немного разгрузятся школы с более высоким коэффициентом.
Организован конкурсный отбор учителей. В соответствии с требованиями претенденты должны иметь высшую категорию, международные и национальные сертификаты. Уроки будут проходить в обычном формате на основании государственной программы обучения, а после обеда дети будут заниматься углубленно точными и естественными науками: геометрией, физикой, астрономией, биологией, химией.
— В связи с повышением учебной нагрузки закономерен вопрос: «Смогут ли дети находиться постоянно в таком учебном процессе ежедневно, с 8 утра до 17:30 вечера?». Конечно, ребенок будет уставать. Но для результативности освоения новых знаний созданы все условия, то есть до обеда ребенок занимается общеобразовательными предметами, после обеда у него есть время на отдых, затем — занятия в кружках по интересам, которые будут организованы в этих школах. Обеды и оснащение обеспечивает хокимият города Ташкента.
На вопрос, где взять столько учителей при общей нехватке квалифицированных педагогов, ответ прост: мы даем возможность учителям из других школ преподавать в этой школе, оплата будет за счет финансирования из бюджета городского хокимията.
Первые результаты увидим через два года. На следующий год планируем увеличить количество школ, которые будут задействованы в этом проекте, — рассказала Ирода Юлдашева.
«Школа мужества»
Современная реальность такова, что будущее страны зависит как от всесторонне развитой личности, так и патриота страны, искренне любящего свою Родину и народ. Доблестные защитники нашего государства всегда были большим примером для подрастающего поколения. Их участие на занятиях делает учебный процесс насыщенным и плодотворным. Поэтому информация о том, что в 208 школах будут открыты новые классы патриотического направления «Школа мужества», нашла отклик у каждого участника мероприятия.
В новом учебном году в первые «Школы мужества» будут приняты 5 408 учеников. Желающие поступить на обучение по данному направлению прошли двухэтапный экзамен — тестирование и проверку физической подготовки. В отборочных экзаменах принял участие 18 441 кандидат (13 206 мальчиков и 5 235 девочек). Педагоги для профильного обучения также проходили конкурсный отбор. Среди них офицеры запаса Алим Тураевич Султонов и Нодир Собирович Ахмедов.
«Согласно постановлению Президента «О мерах по поднятию на новый этап системы начальной допризывной подготовки учащейся молодежи» от 15 ноября 2024 года предусмотрено внедрение с 2025-2026 учебного года новой системы преподавания предмета «Начальная допризывная подготовка» и координации деятельности руководителей НДП. На базе одной общеобразовательной средней школы в каждом районе (городе) организованы «Школы мужества». Цель создания — воспитание учащейся молодежи в духе преданности Родине, формирование физически здоровых и духовно зрелых личностей, а также углубленное обучение по таким предметам, как математика, основы безопасности жизнедеятельности, история, физическая культура, иностранный язык и физика.
В соответствии с документом общеобразовательная школа № 14 определена как «Школа мужества» по направлению военно-патриотического воспитания. В учебном заведении оборудован специальный кабинет, и на основе конкурсного отбора в военно-патриотический класс приняты 26 учеников», — отметили офицеры.
В августе в центрах педагогического мастерства будут организованы 36-часовые учебные курсы для повышения профессионального потенциала учителей этих предметов.
Наталья МОРОЗОВА.