Писатель, драматург, педагог, просветитель и не только...

Ключ к бессмертию — прожить жизнь, достойную памяти.
Брюс Ли
12 июля отечественная педагогика отмечает 147 лет со дня рождения известного узбекского писателя, драматурга, просветителя, писавшего для детей, — джадида, внесшего неоценимый вклад в становление узбекской педагогики.
Абдулла Авлони родился в 1878 году в Ташкенте, в махалле Мерганча, в семье ткачей. Его отец Миравлан-ака был бедным человеком, поэтому Абдулла с детства начал зарабатывать на жизнь. Его прозвали «Имаратги уста». Об этом он писал в автобиографии: «В 12 лет я учился в медресе в махалле Укчи, в 13 лет подрабатывал, помогал семье, а зимой учился». Но что бы ни делал будущий писатель, всегда думал о творчестве. Первые его стихи стали появляться в прессе, когда юноше было 15 лет.
В 1895 году Авлони работал под псевдонимами Кобил, Шухрат, Хижрон, Авлони, Сурайё, Абулфайз, Индамас, создавал очерки, фельетоны и драматические произведения. Он написал много стихотворений. Наиболее известны «Уз мамлакатимизда», «Мактаб» и книга «Адабиёт», призывающие народ к получению образования и просвещению. Дальнейшее творчество связано также и с публицистикой. Так, в 1905–1917 годы он активно участвовал в прессе со своими публицистическими статьями, сеял «семена перемен» в обществе.
Эти перемены обусловили участие Авлони в передовом просветительском движении Средней Азии — джадидизме. В 1904 году он стал одним из идейных вдохновителей джадидов и открыл в махаллях Ташкента «Мирабад» и «Дегрез» новометодные школы. А в 1909 году Авлони при поддержке друзей создает благотворительную организацию «Жамияти хайратия» в целях обеспечения учеников продуктами питания и одеждой, так как в его школах обучались дети из бедных семей. Кроме этого, в новометодных школах вводились стандартные европейские способы обучения — парты, журналы успеваемости, скамьи, доски, деление учеников на классы и учебного времени на уроки.
Будущий писатель никогда не переставал учиться сам, а после учебы занимался педагогикой, первым предложил преподавать в школах языки Востока и Запада, а также географию, химию, астрономию и физику, ввел в систему образования перемену между уроками, экзамены при переходе учеников из одного класса в другой, таким образом, поднял образование в Туркестане на новый уровень.
В 1907 году Авлони издает газету «Шухрат», затем открывает издательство «Нашриёт» и книжный магазин «Школьная библиотека», сам пишет учебники для новометодных школ — «Биринчи муаллим» («Первый учитель»), «Иккинчи муаллим» («Второй учитель»), «Тарих» («История»), «Туркий Гулистон ёхуд ахлоқ» («Турецкий Гулистан, или этика»), «Школьный Гулистан», сборник «Литература или национальные стихи».
Соратником и другом Авлони был Махмудходжа Бехбуди, основоположник узбекской драматургии. Вместе они основали труппу «Турон» и поставили пьесу «Падаркуш» («Отцеубийца», или «Судьба необразованного ребенка»), которая до сих пор популярна и не сходит с театральных подмостков страны. Драма затрагивает тему важности образования и последствий невежества. В центре сюжета — конфликт между просвещением и отсталостью, показывающий деградацию общества из-за отсутствия образования и распространения невежества. Название пьесы символизирует трагические последствия такого положения вещей.
Авлони, как и его друг и сподвижник Бехбуди, много трудится над пьесами, считая, что именно театр способен пробудить сознание нации, воспитать тягу к просвещению и образованию. «Туй» — о проблемах брака и семейной жизни, «Съезд» — о важности обсуждения общественных проблем и поиска решений, «Лайли ва Мажнун» — обращение к классической литературе, перевод и адаптация известной поэмы Низами, показывающей любовь и страдания, «Икки мухаббат», «Адвокатлик осонми?» — о проблемах правосудия и моральном выборе, «Уликлар», «Пинак», «Биз ва сиз», «Бурон», «Португалия инкилоби» — классика узбекской драматургии.
В 1917 году, после революции, которую принял с радостью, издавал газету «Турон» под девизом «Яшасин халк жумхурияти!» и газету «Осиё».
Авлони — человек, подаренный нам Всевышним. Его талант многогранен и неисчерпаем. Кроме стихов, пьес он писал басни («Тулки ила карга»), теоретические и публицистические статьи («Максад ва маслак», «Холимизга доир»), работал в малых прозаических жанрах. Так, в рассказе «Хасад балоси» («Зависть — это беда») автор повествует о вреде зависти и о том, как она может разрушить жизнь человека и его отношения с окружающими, как она приводит к негативным последствиям для самого завистника и для тех, кому он завидует. Рассказ является частью его педагогической деятельности, направленной на формирование нравственных ценностей у читателей, особенно у молодежи.
Басни Абдуллы Авлони в основном посвящены воспитанию детей, образованию, критике неграмотности и пропаганде прогрессивных взглядов. Он использовал их для того, чтобы донести до широкой публики идеи о важности просвещения, не только для мальчиков, но и для девочек, осудить недостатки современного ему общества.
В его баснях часто встречаются образы животных, которые олицетворяют человеческие пороки и добродетели, дают моральные уроки, полезные для читателей разного возраста.
После организации в Ташкенте в 1918 году Туркестанского народного университета (ныне Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека) на «рабочем факультете» сразу была организована группа с обучением на узбекском языке, в которой занимались 20 человек. Вместе с группой других узбекских просветителей А.Авлони вел преподавательскую деятельность.
Творчество великого просветителя, писателя, поэта, драматурга, публициста и педагога по праву заслуживает уважения и почитания каждого гражданина нашей страны. Мы чтим память нашего великого предка. По инициативе Президента Ш.М.Мирзиёева подвиг джадидов широко пропагандируется, а народ Узбекистана позиционируется как «дети джадидов». Не зря в Ташкентском метрополитене по инициативе Агентства по делам молодежи реализован проект, в рамках которого вагоны украшены портретами джадидов — выдающихся деятелей узбекского просвещения начала XX века. Теперь пассажиры могут, передвигаясь по городу, знакомиться с историей национального возрождения Узбекистана.
В одной из квартир многоэтажного дома недалеко от станции метро «Хамид Алимджан» существует мемориальная комната Абдуллы Авлони. Туда она переехала после слома дома в районе Госпитального рынка, в котором жил великий деятель. Его именем назван Национальный институт педагогического мастерства в столице Узбекистана. На проспекте Адиблар установлен памятник писателю, о жизни писателя снят художественный фильм «Авлони».
Традиции творчества Авлони в художественной литературе продолжены в творчестве народных писателей — поэтическом романе «Боқий дунё» Мухаммеда Али и рассказе «Қалдиргоч» Тахира Малика.
Указом Президента в 2020 году Абдулле Авлони посмертно присуждена государственная награда Узбекистана — орден «Буюк хизматлари учун» («За выдающиеся заслуги»).
Дмитрий Лихачёв писал: «Память — основа совести и нравственности, память — основа культуры, «накоплений» культуры, память — одна из основ поэзии — эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память — наше богатство».
Елена ЩЕРБАТОВА,
учитель общеобразовательной школы № 9 города Чирчика.
Ташкентская область.
Сегодня
Тепло родных сердец
За гранью доверия: как ИИ помогает мошенникам обманывать людей
Формирование предпринимательских навыков у студентов: опыт УзГУМЯ
Писатель, драматург, педагог, просветитель и не только...
ПОГОДА

0 C
Tashkent
Курсы валют
Центральный банк